Морально-дипломатический удар: что означает ордер МУС на арест Биньямина Нетаньяху
В чем обвиняют
21 ноября Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и экс-министра обороны еврейского государства Йоава Галанта за «предполагаемые военные преступления и преступления против человечности», совершенные на территории Палестины.
Прокурор МУС Карим Хан запросил ордера на арест израильских политиков, а также нескольких лидеров ХАМАС еще в мае 2024 года, и вынесение соответствующих решений было лишь вопросом времени. В отличие от иска против Израиля в Международном суде ООН, где ЮАР и присоединившиеся к ней страны обвиняют еврейское государство в геноциде, обвинения, которые рассматриваются в МУС, сформулированы более конкретно.
Так, Нетаньяху и Галанту вменяется в вину «умышленное лишение гражданского населения Газы предметов первой необходимости, продуктов питания, воды, лекарств, топлива и электроэнергии», а также «препятствование работе гуманитарных организаций» в секторе Газа в период с 8 октября 2023-го по 20 мая 2024 года.
Что касается ХАМАС, то в заявлении МУС указывается на персональную ответственность главы политбюро движения Исмаила Хании, лидера ХАМАС в Газе Яхьи Синвара, а также руководителя военного крыла группировки Мухаммеда ад-Дейфа за «нападение на военные и гражданские объекты в Израиле и другие акты насилия в отношении израильтян» 7 октября 2023 года. Но поскольку первые два из этой троицы уже точно мертвы, а гибель ад-Дейфа, о которой еврейское государство сообщало летом, еще не подтверждена, МУС выдал также ордер и на его арест.
Репутационные потери
Очевидно, в Гааге понимают, что и ад-Дейф уже мертв, однако чтобы уравнять ответственность Израиля и ХАМАС за огромные жертвы в нынешнем витке эскалации конфликта, было вынесено отдельное решение по лидеру палестинского движения.
Как это ни парадоксально, ликвидировав за год всю верхушку ХАМАС, руководство Израиля оказалось в более уязвимом для себя положении. Если до ликвидации Хании, Синвара и других главарей палестинских радикалов спрос за жертвы в Газе был с обеих сторон, то теперь эта ответственность целиком ложится на плечи руководителей еврейского государства — в ХАМАС теперь сложнее найти тех, с кого спрашивать.
И хотя в заявлении МУС нет прямого обвинения Нетаньяху и Галанта в убийстве мирных палестинцев, там говорится о «широкомасштабных и систематических нападениях на гражданское население Газы». По последним данным, которые публикует ООН со ссылкой на Минздрав Палестины, число жертв боевых действий в Газе уже достигло почти 44 000. Впрочем, в Израиле эту статистику не признают, делая акцент на ликвидированных боевиках ХАМАС, которые скрываются среди мирных палестинцев или используют их в качестве живого щита. Сложнее сомневаться в том, что количество внутренне перемещенных лиц и беженцев превышает 1,9 млн, или 90% всего населения сектора Газа.
В самом Израиле решение МУС предсказуемо отвергли, назвав его «ложным и антисемитским», а также обвинив гаагскую инстанцию в «дипломатическом терроризме». Противоречия еврейского государства с международными институтами из-за их позиции по Палестине за последний год стали привычными. Достаточно вспомнить о том, что в октябре Израиль объявил персоной нон-грата генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
После 7 октября 2023 года Тель-Авив воспринимает любые упреки в свой адрес по действиям в Газе, а также любые решения в пользу Палестины как попытки оправдать зверства боевиков ХАМАС, убивших не менее 1200 человек и взявших в заложники порядка 200 человек в Израиле. Ордер МУС, с точки зрения израильского правительства, стал очередным актом легитимации преступлений палестинских радикалов против еврейского государства.
Тем не менее за последний год Палестину признали еще девять стран, включая Испанию, Норвегию и Ирландию, а Генассамблея ООН приняла несколько резолюций, которые расширяют права палестинского государства и требуют от Израиля вывести свои силы с оккупированных территорий.
Помимо ХАМАС, решение суда в Гааге укрепляет и позиции самых ярых критиков Израиля вроде президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сравнивавшего Нетаньяху с Гитлером и называвшего его «мясником Газы».
Поможет ли Трамп
Несомненно, весьма болезненной для Израиля стала реакция на ордер МУС целого ряда западных стран. О поддержке решения суда, в частности, уже заявили власти Евросоюза, Великобритании и Канады, не уточнив при этом, готовы ли они при необходимости арестовать Нетаньяху. Единственный же партнер еврейского государства, однозначно осудивший постановление МУС, — это США. Глава Белого дома Джо Байден назвал данное решение возмутительным.
Вашингтон по-прежнему остается ключевым союзником Израиля и помогает ему как в военном плане, так и дипломатически. Например, 20 ноября американцы вновь использовали право вето в Совбезе ООН при голосовании по резолюции, требующей немедленного прекращения огня в Газе.
Ожидается, что с вступлением Дональда Трампа в должность президента США американская поддержка только усилится. Достаточно вспомнить, что именно при Трампе Вашингтон перенес свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим, а также признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами — территорией, которая, согласно резолюции Совета Безопасности ООН, принадлежит Сирии. Тем не менее новый хозяин Белого дома будет опираться и на общественное мнение в США, где сейчас очень велика критика Израиля и поддержка палестинцев. Считается, что Камала Харрис потеряла немало голосов на президентских выборах из-за позиции администрации Байдена по конфликту в Газе. Так что поддержка Израиля со стороны Трампа может оказаться не столь безусловной, как во время его первого срока.
Одной из ключевых задач для новой вашингтонской администрации на Ближнем Востоке, очевидно, будет продолжение нормализации отношений между Израилем и арабским миром. Именно при Трампе были достигнуты так называемые Авраамовы соглашения об установлении дипотношений между еврейским государством и ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. Тот факт, что за последний год ни одна арабская страна не разорвала дипотношения с Израилем, говорит о том, что арабский мир дорожит этими отношениями. Еще до атаки ХАМАС в октябре 2023 года, при посредничестве Вашингтона шли активные переговоры об установлении отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Вопрос не снят с повестки дня, но сделка будет невозможна до тех пор, пока не закончится война в Газе.
Война и суд
После ликвидации в октябре 2024-го главы политбюро и лидера ХАМАС в Газе Яхьи Синвара на миг показалось, что кровопролитная война может быть закончена, а Израиль объявит о победе. Однако правительство Нетаньяху избрало курс на продолжение войны — до полной ликвидации палестинских радикалов. Наличие в руках боевиков порядка 100 израильских заложников, 35 из которых могут быть уже мертвы, позволяет ХАМАС по-прежнему диктовать условия еврейскому государству. Выдача же ордера на арест Нетаньяху сделает еще более непримиримой позицию израильского кабмина, и без того не слишком обращавшего внимание на решения международных инстанций.
Теперь крайне правые члены израильского правительства будут еще активнее продвигать свою позицию, исключающую право палестинцев на собственное государство. Так, министр национальной безопасности Израиля и лидер ультраправой партии «Оцма ехудит» («Еврейская сила») Итамар Бен-Гвир в ответ на решение МУС уже заявил о необходимости распространить израильский суверенитет на всю территорию Западного берега реки Иордан.
Таким образом, ордер на арест Нетаньяху только обострит конфликт вокруг Газы, где ХАМАС, несмотря на потерю своих главарей, сохраняет порядка трети из 30 000 боевиков, ряды которых к тому же постоянно пополняются. Усилится напряженность и на Западном берегу, где в стычках с израильскими силовиками за последний год погибло более 700 палестинцев. Мир на Ближнем Востоке в очередной раз откладывается.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора