Выбор на черный день: почему финдиректора все чаще становятся главами компаний
По данным рекрутинговой компании Crist Kolder Associates, в 2023 году рекордное число CFO было повышено до должности генерального директора — такие назначения прошли в более чем 8% фирм из списка S&P 500. Один из ярких примеров — Рут Порат из Alphabet Inc., или «Безжалостная Рут», известная своей бескомпромиссностью в вопросах финансовой дисциплины. Рут начинала как финдиректор в 2015 году, а в 2023-м стала президентом и главным инвестиционным директором компании.
Тренд перехода из CFO к СЕО прослеживается и в России. По данным Regroup, количество запросов на поиск CEO с бэкграундом CFO с 2021 года выросло в три-пять раз. А почти половина запросов на поиск финансовых директоров сформулирована с прицелом на то, что CFO — потенциальный будущий СЕО. Такие карьерные треки прослеживаются в разных отраслях. Одно из недавних заметных назначений на российском потребительском рынке — переход Дмитрия Соловьева на должность гендиректора Dodo Brands. Он начинал в 2018 году с должности финдиректора Dodo Pizza по странам Евразии.
Почему CFO
Геополитическая напряженность, высокие процентные ставки, необходимость финансовой дисциплины и сокращения издержек — эти факторы делают финдиректоров желанными кандидатами на должности руководителей компаний. При этом CFO — понятный претендент, он известен совету директоров, накопил важные знания о бизнесе, наладил отношения с заинтересованными сторонами, обладает опытом бюджетирования, распределения ресурсов и прогнозирования.
Решение акционеров посадить такого топ-менеджера в кресло гендиректора — это «ровный выбор», в котором нет вызова для рынка, тем более, что фокус внимания сейчас сместился в сторону финансового консерватизма. Такой лидер не сделает бизнес прорывным, зато обеспечит стабильное развитие, не допустит краха компании, сохранит команду. А не это ли сейчас самое главное? Интересно, что ставшие конкурентными преимуществами CFO качества, такие как ориентация не на рост, а на прибыль, или приверженность финансовой дисциплине, раньше как раз удерживали их от продвижения по карьерной лестнице.
Не стоит ждать от новых гендиректоров шумных корпоративов, больших офлайн-презентаций и других подобных мероприятий. У них свой способ мотивировать коллег: они рассудительны и рациональны, их уверенность в себе и в том, что они делают, может вдохновить команду. По складу характера такие лидеры интроверты и поэтому не против удаленного формата работы. Провести совещание в Zoom? Почему бы нет.
Сложности перехода
Однако путь из CFO в СЕО может быть сопряжен не только с новыми возможностями, но и с рисками. Не так уж много лидеров, совершивших такой переход, действительно преуспели. По данным консалтинговой компании Spencer Stuart, за последние 20 лет только 8% CFO, ставших CEO, смогли вывести свои компании в число наиболее производительных. Кризис в который попала корпорация Boeing тоже можно отчасти объяснить погоней за сокращением расходов и ростом эффективности.
Превращение CFO в CEO требует личностной трансформации, об этом нужно помнить и советам директоров, и кандидатам. Им предстоит ответить на ключевые вопросы: как стимулировать рост компании, как добрать опыт вне финансовой сферы, как наладить общение и взаимодействие с широким кругом разных аудиторий. Есть ли у кандидата нужный уровень эмоционального интеллекта? За финансистами часто закрепляется слава «сухих», поэтому при переходе в должность гендиректора им важно сосредоточиться на развитии «софт-скиллс» и человеческих связей.
Другая проблема таких лидеров в том, что у них может отсутствовать понимание продукта «на кончиках пальцев». Сегодня востребованы осторожные руководители с бэкграундом финансистов. Однако времена меняются, и для того, чтобы оставаться в числе желанных кандидатов на роль СЕО, финансовым директорам предстоит поработать над собой и «прокачать» недостающие навыки.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора