Как выглядит взросление предпринимателя: 15 повышающих вероятность успеха качеств
Какие личные и профессиональные качества предопределяют успех в бизнесе? Этим вопросом я задаюсь двадцать с лишним лет занятия предпринимательством. Бесспорно, огромную роль играют хард-скиллы бизнес-девелопера, а именно умения:
— проанализировать рынок и увидеть возможности,
— сформулировать на базе найденного стратегию,
— собрать команду и обеспечить ее финансированием,
— управлять масштабирующейся операционной и административной системой.
Однако с каждым годом практики я все больше убеждаюсь, что максимальный эффект рычага достигается благодаря другим качествам, которые можно отнести к предпринимательским софт-скиллам. Наиболее одаренным повезло иметь их с рождения, но к большинству эти навыки приходят только с опытом. А если быть честным, некоторые мои коллеги вообще остаются детьми до самой старости, причем как в бизнесе, так и в личностном развитии, — это такой побочный эффект предпринимательского профессионального искажения.
Во время бизнес-консультаций я всегда проверяю своих собеседников на наличие признаков «взросления». Понимание степени зрелости помогает выстроить разговор на понятном им языке и лучше разобрать каждый кейс.
В этом тексте я впервые попробую инвентаризировать ключевые предпринимательские софт-скиллы и порассуждать о том, как они работают.
1. Большой масштаб амбиций
«Зависший в детстве» предприниматель, заработав на джентльменский набор в виде квартиры-дачи-машины, часто успокаивается и резко сбавляет темп. Его амбиции реализованы.
У «взрослого» все иначе. Какими бы ни были предыдущие результаты, он поднимает планку, руководствуясь правилом «целься в луну, если промахнешься — окажешься среди звезд». Такой предприниматель ставит перед собой и командой цели на грани (а порой и за гранью) возможного.
К примеру, наш с Артемом Голдманом eCom-стартап Wonder Family изначально нацелился на создание глобального потребительского бренда и построение декакорна (компании стоимостью в +$10 млрд). Похоже на фантазии оторванных от реальности мечтателей? Но для такого подхода есть рациональное объяснение.
По опыту полутора десятков созданных компаний возьмусь утверждать, что любой бизнес на первых шагах, будь то ларек с шаурмой или аэрокосмический проект, требует почти одинаковых трудозатрат. А раз так, почему бы сразу не замахнуться на что-то по-настоящему масштабное? В полном соответствии с моей любимой фразой: не бывает малых предпринимателей, бывают маленькие рынки. Выбрал рынок — выбрал судьбу. Правда, тут стоит сделать существенную оговорку: масштаб амбиций должен соответствовать способности их реализовать.
Еще один плюс большой идеи в том, что она сильно упрощает наем. Лучшие эксперты и сильные менеджеры предпочитают масштабные проекты.
2. Способность увлекаться и увлекать
Люди обычно боятся идти за своими мечтами и чувствами. Зрелый предприниматель разрешает себе загораться идеями и заражать ими других.
Находишь амбициозную мечту, обживаешь ее, а затем горячо и искренне транслируешь свое вдохновение на потенциальных и фактических участников команды, поддерживая в них нужный уровень энергии и веру в победу. Ты готов идти туда, куда ведет интуиция и, выражаясь словами Стива Джобса, зовет сердце. А команда верит твоей искренности и следует за тобой.
3. Умение жить в мечте
Путь от бизнес-идеи до ее полноценной реализации долгий и обычно занимает годы. Опытный предприниматель еще на старте видит многомерно и в деталях образ результата, к которому хочет в итоге прийти. Он почти буквально живет в нем и питается энергией его мощи.
Например, когда «Нетология» еще была стартапом из десятка энтузиастов, я уже был убежден, что мы изменим образование страны, и (довольно близко к тому, что получилось в итоге) представлял будущий холдинг с тысячами сотрудников и миллиардными оборотами. Но чтобы ожидания и реальность сошлись в одной точке, мне пришлось посвятить этому проекту около 10 лет.
4. Создание поля искажения реальности
Из жизни в мечте проистекает еще одна способность — создавать поле искажения реальности. Внушить команде веру в легкость выбранного пути и достаточность финансирования? Создать у инвестора иллюзию малых рисков и потенциально высокой доходности? Запросто!
Опытный предприниматель может убедить самого себя и команду практически в чем угодно. Он способен увлечь сотрудников и партнеров проектом, невзирая на его сложность. Все как в знаменитой фразе Fake it till you make it (имитируй, пока не сделаешь).
На первых порах ты нередко просто вынужден лукавить: занижать степень риска для инвесторов, преувеличивать уровень готовности продукта для потенциальных клиентов или рисовать радужные карьерные перспективы потенциальным сотрудникам.
Главное тут — держать внутреннюю планку и не переступать тонкую грань, за которой небольшое искажение реальности превращается в прямой обман. Яркий пример такого рода — Элизабет Холмс и ее Theranos.
5. Спокойное перенесение неопределенности
Для большинства людей неопределенность — источник стресса. Они спешат выпрыгнуть из этого состояния, словно лягушка из кипятка.
Для зрелого предпринимателя неопределенность — естественная среда обитания. В ней ему даже комфортно — меньше конкуренция и выше вероятность поймать свой шанс.
6. Постоянная охота за возможностями
С опытом осознаешь, что постоянно находишься в поиске. Внутренний радар анализирует окружающую среду в режиме 24х7. На работе и в отпуске, в переговорах и за игрой с детьми мозг сканирует пространство в поисках возможностей.
Запартнериться с интересным случайным знакомым, вовлечь в бизнес повстречавшегося на конференции талантливого топ-менеджера, увидеть и быстро реализовать неожиданную маркетинговую идею — все это потенциальные трофеи такого охотника. «Каждый предприниматель желает знать, где сидит возможность».
7. Способность держать удар
В бизнесе, как в боксе — для победы мало уметь технично бить. Важно еще и сохранять здравомыслие и спокойствие после того, как получил по роже. Даже когда прилетело много раз и очень больно.
У наиболее прокачанных предпринимателей устойчивость к ударам судьбы дополняется мощным оптимизмом. Они не просто выдерживают стрессы, а умудряются легко их принимать, как говорят в боксе: съедать удар, а потом быстро восстанавливаться до нормы, словно ничего не случилось.
8. Ставка на действие и скорость
В молодом бизнесе, как в сказке Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
Опытный предприниматель не зависает в анализе. Он стремится все проверять действием и делать это быстро. Пока другие раздумывают и колеблются, можно успеть вырваться вперед.
9. Отказ от заносчивости и работа над собой
Когда в 2008 году у меня случился первый экзит — РБК купил мой проект Memori — я казался самому себе чуть ли не крутейшим бизнесменом в мире. Кроме шуток. Но с годами «я самый крутой» эволюционировало в «я — один из сотен тысяч и продолжаю учиться».
Зрелые предприниматели оставляют позади заносчивость и эгоцентризм, присущие новичкам. Они вкуривают дзен фразы Джобса Stay hungry, stay foolish и осознают, что идут по пути, пройденному до них миллионы раз, в том числе людьми куда более талантливыми.
Такой подход помогает держать себя в тонусе, замечать и устранять слабые стороны, постоянно совершенствоваться и сохранять конкурентоспособность. Осознание собственной уязвимости и открытость к обучению становятся частью тебя.
10. Спокойное уважение к конкурентам
Начинающий предприниматель часто либо игнорирует конкурентов, либо отчаянно их ненавидит и поносит при каждом удобном случае. Не надо так.
Опытный бизнесмен видит в конкурентах стимул для роста и улучшения. Спокойное уважение к их опыту и достижениям помогает трезво оценивать собственные результаты и учиться на чужих успехах. Иногда это выливается в партнерство и даже дружбу с конкурентами.
11. Трехмерное видение бизнес-лндшафта
Новичок в бизнесе, как геймер в начале стратегической игры, — у него вся карта закрыта. При этом он вообще не понимает, в каком контексте строит проект.
С годами приходит способность видеть картину своего рынка объемно и максимально близко к реальности. Но этим дело не ограничивается. Ты учишься мыслить шире — понимать не только потребности своей ниши, но и ее место в обществе и экономике (включая макро-), распознавать возможности и угрозы, исходящие от сторонних игроков и других рынков.
Зрелый предприниматель смотрит на бизнес глазами не только конечного клиента, но и потенциальных инвесторов. Кому выгодно вложиться в проект? Какая корпорация могла бы его купить? Когда лучше начать с ней диалог? Такого рода размышления — важная часть стратегического планирования.
12. Навыки работы с инвесторами и отношение к деньгам как к ресурсу
Одним из моих главных инсайтов при взрослении в бизнесе стало понимание, что в мире очень много денег. Просто безумное количество. А главное, их владельцы постоянно ищут способы их приумножить. Эти деньги не у меня лишь потому, что я не смог привлечь внимание и завоевать доверие тех, кто ими владеет.
Для опытного предпринимателя деньги перестают быть самоцелью и становятся ресурсом. Он воспринимает инвестиции как топливо для достижения своих целей. Умение эффективно их привлекать и использовать становится одним из ключевых навыков. Как и способность доходчиво объяснять инвесторам ценность проекта и стратегию их заработка на нем.
13. Ориентация на долгосрочные результаты
Помните станфордский эксперимент с маршмеллоу? Тот, что выявил связь между способностью к долгосрочному мышлению и жизненным успехом.
Опытные предприниматели не только уделяют много внимания целеполаганию, но и постоянно расширяют временные горизонты. Сначала ты планируешь на месяц, максимум на год. Потом всерьез задумываешься про следующие пять, а то и 10 лет.
В итоге твои устремления нередко выходят за пределы человеческой жизни. Ты не увидишь их воплощения, но продолжаешь двигаться к ним, потому что веришь в их значимость.
14. Мышление категориями системы
Как молоток видит во всем гвозди, так и зрелый предприниматель видит во всем систему. Он стремится понять ее логику и оптимизировать ее архитектуру для достижения максимальной эффективности.
Когда я начал управлять коллективами в сотни и тысячи человек, то понял: большую часть времени занимаюсь уже не продуктом и маркетингом, а корпоративным дизайном. И мне это понравилось. Для стратега, которым ты становишься на таком масштабе, именно эта работа обычно представляет наибольший интерес.
15. Этика и социальная ответственность как часть личной стратегии и ценностной базы
Со временем многие «взрослеющие» предприниматели осознают, что бизнес — это не только способ заколотить бабло и втащить в быт своей семьи лучшее из материального мира. Когда базовые потребности удовлетворены, понимаешь, что не деньгами едиными, при всей их важности, жив человек. А потому начинаешь искать смыслы за пределами личного обогащения — природу создания стартапа попробовал визуализировать в своем Telegram-канале.
Для многих, включая меня, бизнес стал формой творчества, инструментом личностного и лидерского развития, способом оставить наследие и возможностью созидательно влиять на мир. Я называю такой подход прагматическим романтизмом. И один из моих проектов — бизнес-клуб Reforma собирает как раз таких предпринимателей в сообщество, где они могут общаться и учиться друг у друга.
Предпринимательство — наука неточная. Это, скорее, форма отношения к жизни и путь постоянного самосовершенствования, который, если хочешь оставаться в обойме, продолжается до самой смерти. Опытные предприниматели проходят через множество трансформаций, которые прокачивают в них описанные выше качества. Эти софт-скиллы делают их сильнее, мудрее и эффективнее. И именно их наличие отличает зрелых лидеров от новичков, позволяя получить не только больше нулей на банковских счетах, но и более полную реализованность в жизни.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора