Друг с характером: что ждет американо-израильские отношения при Дональде Трампе
Связные от Трампа
По мере того как команда избранного президента США обретает очертания, становится видно, как много в ней произраильских фигур. Помимо уже известного по первому сроку Трампа Стивена Миллера, которому прочат пост замглавы президентского офиса по политическим вопросам, на передний план выдвинулся Марко Рубио — кандидат на должность госсекретаря. Также в центре внимания оказались планы Трампа назначить Майка Уолтца, конгрессмена от штата Флорида, советником по национальной безопасности. Все трое известны как апологеты углубления стратегических связей с Израилем и ярые критики провалов в диалоге с союзником, допущенных демократами. К этой же группе можно отнести бывшего губернатора штата Арканзас Майка Хакаби, который станет послом США в Израиле.
Несколько выбивается из ряда бизнесмен Стивен Уиткофф — будущий спецпредставитель Трампа по Ближнему Востоку. Ранее он занимался проектами в сфере недвижимости и с израильскими политиками не контактировал. Но Уиткофф, уже ставший сопредседателем комитета по инаугурации Трампа, очевидно, будет верным проводником нового внешнеполитического курса.
Появление произраильски настроенных политиков в американской администрации не является чем-то новым, особенно с учетом того, что на протяжении всего конфликта в секторе Газа львиная доля поддержки Израиля исходила именно от представителей Республиканской партии.
Учитывая, что по итогам выборов «слоны», помимо президентского кресла, завоевали большинство в Сенате и Палате представителей, Белый дом получит дополнительные возможности по быстрому продвижению инициатив, касающихся помощи Израилю. Противодействие со стороны демократов в данном случае будет носить скорее символический характер.
Необходимость быстрой перезагрузки американо-израильских отношений продиктована в том числе стремлением Вашингтона сдержать укрепление позиций Ирана на Ближнем Востоке. В окружении Трампа немало тех, кто предлагает кратно усилить давление на Тегеран, используя для этих целей оперативные возможности израильтян.
Трамп в целом разделяет выбранную израильтянами тактику жестких ответов, включая целенаправленную охоту за лидерами проиранских группировок, о чем не упускает возможности лишний раз заявить израильский премьер Биньямин Нетаньяху. Вполне закономерно, что с возвращением республиканца в Белый дом жесткость силовых операций Израиля, в том числе против Ирана, только возрастет. Однако республиканская администрация, в отличие от предшественников, будет требовать от Тель-Авива куда более строгого следования договоренностям: тактика информирования постфактум о военных операциях против Ирана, характерная для американо-израильского диалога в последние месяцы, уже не будет восприниматься как данность.
Впрочем, некоторые бывшие сторонники Трампа допускают, что Вашингтон при определенных условиях будет готов пойти на сделку с Тегераном, однако такой сценарий маловероятен и будет возможен только в случае полного разрыва иранского руководства с «Осью сопротивления» — союзными группировками в странах региона.
Воздушные замки Нетаньяху
И все же возвращение Трампа к власти не значит, что израильтяне получат карт-бланш. На Ближнем Востоке хватает вопросов, по которым взгляды Тель-Авива и Вашингтона не сходятся.
Одна из таких красных линий Белого дома — ситуация на Западном берегу реки Иордан. Израильские «ястребы», например, министр финансов Бецалель Смотрич, убеждены, что республиканская администрация «останется в прежней колее» и не будет препятствовать установлению контроля над спорными районами Иудеи и Самарии. Схожих взглядов придерживается и Нетаньяху, символически назначивший послом в США Йехиэля Лейтера, бывшего лидера израильских поселенцев на Западном берегу.
В окружении Трампа думают иначе. Конечно, республиканец никогда открыто не критиковал поселенческую политику Израиля, а в некоторых случаях даже поддерживал притязания израильтян на спорные территории. Однако вносить дополнительный раздрай в и без того сложные палестино-израильские отношения новый президент вряд ли пожелает. Тем более, что проблематика Западного берега реки Иордан отчасти затрагивает интересы других стран региона, в частности, Иордании.
Кроме того, Израиль не является единственным стратегическим партнером США на Ближнем Востоке. Не меньшее значение для Белого дома имеет лояльность монархий Персидского залива.
Аравийские партнеры, в особенности Саудовская Аравия, встретили избрание Трампа с надеждой, увидев в нем возможность восстановить региональный баланс интересов. Эр-Рияд рассчитывает, что Трамп сможет убедить израильское правительство пойти на некоторые публичные уступки в отношении сектора Газа и тем самым снять формальные препятствия для возобновления замороженных в октябре 2023 года саудо-израильских переговоров. Учитывая, что именно Трамп в 2020 году способствовал запуску новой волны нормализации отношений арабских стран и Израиля, получившей название «Соглашения Авраама», дирижирование саудо-израильской сделкой вполне отвечает его интересам в регионе.
О заинтересованности Белого дома в скорейшем выводе арабо-израильского диалога из тупика говорит и тот факт, что во время последней встречи Трампа и Нетаньяху республиканец якобы потребовал от премьера завершить операцию в Газе до церемонии инаугурации, которая состоится 20 января 2025 года. И в данном случае израильскому премьеру, вероятнее всего, придется идти на попятную — с учетом того, что препятствование интересам Вашингтона в регионе со стороны Тель-Авива может быть воспринято Трампом как подрывная работа.
К тому же у Трампа в диалоге с Нетаньяху сохраняется неявный козырь: республиканец имеет хорошие отношения со всеми ключевыми оппозиционными фигурами, в том числе и с экс-членом военного кабинета Бени Ганцем, и может использовать свои ресурсы для консолидации израильской оппозиции и запуска процедуры досрочных выборов. Учитывая, что кабинет Нетаньяху всеми силами стремится отсрочить этот момент, рычаг воздействия в руках Трампа может стать весьма эффективным.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора