К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Своей дорогой: какие этапы импортозамещения уже прошел российский IT-рынок

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Первая волна импортозамещения ПО в России началась в 2014 году, в 2022-м стартовала вторая: процесс пошел интенсивно, учитывая установленные законодательством дедлайны. Активная разработка аналогов зарубежных решений неизбежно подняла вопрос, можно ли считать клон уже существующего решения полноценным IT-продуктом? О том, какое импортозамещение можно считать хорошим, рассуждает генеральный директор «ГрафТеха» Петр Василенко

Технологический сдвиг

За последние два с половиной года российский рынок IT-разработки сильно вырос, особенно в сегменте B2B. Раньше крупные международные компании контролировали рынок своими замкнутыми системами и дорогими услугами. Они предлагали широкий спектр решений, но практиковали так называемую vendor-lock политику (привязка к поставщику), чтобы клиенты использовали только их продукты. Из-за этого многие российские предприятия пользовались одним и тем же набором сервисов от одного и того же поставщика. IT-директора крупных корпораций раньше даже любили говорить, что у них есть два стратегических вендора — SAP и Microsoft. И это считалось оптимальным решением.

С 2022 года российские компании начали активно переходить на отечественные IT-решения. Им пришлось изменить свой подход и собирать собственные наборы сервисов (корпоративный стек), выбирая подходящие и наилучшие на тот момент отечественные разработки для каждой задачи. Это усложнило процесс интеграции и потребовало от IT-специалистов новых знаний и навыков. Но главное — возникла необходимость найти адекватные замены иностранным сервисам.

Клоны VS собственные продукты

В 2022 году российский бизнес, возможно, впервые всерьез посмотрел на российский IT-рынок. Конечно, некоторые отрасли к тому моменту уже пользовались отечественными решениями, например «Битрикс», «МойОфис», Astra Linux и другими продуктами. Но когда бизнес начал изучать другие отечественные IT-разработки для корпоративного ПО, возник спор между клонами (копиями зарубежных решений) и собственными продуктами.

 

А в чем, собственно, разница? В отличие от B2C, где новый интерфейс или дополнительная приятная пользовательская фича могут сделать продукт успешным, в B2B важно в первую очередь соответствовать отраслевым стандартам. Конечно, собственный продукт может быть более производительным, быстрым, развертываться в облаке или у заказчика внутри компании, масштабироваться для большего количества пользователей и т.д. Но это не будет принципиально новым решением.

Можно ли по-настоящему клонировать решение, используя те же компоненты и технологии? По факту — нет, так как скопированные открытые компоненты (opensource) не будут соответствовать требованиям российской информационной безопасности, такие компоненты всегда стучатся куда-то наружу, в сторону серверов Microsoft или Google. Выявление таких обращений к внешним серверам требует специализированных инструментов, и даже после их обнаружения сложно достоверно проверить передаваемые данные и цели их использования. Под видом полезного функционала информация, включая конфиденциальные данные, может передаваться неконтролируемо.

 

Но самый важный вопрос: какова цель импортозамещения? Да, это стимулирует развитие IT-рынка и приводит к импортонезависимости, но первоочередной задачей было предоставить бизнесу необходимые новые отечественные решения прямо сейчас, чтобы не встало производство. Так, быстрые решения на базе opensource, сильно переработанные под требования информационной безопасности российских компаний, стали первым этапом импортозамещения.

От стартапов к экосистемам

В идущем импортозамещении и правда можно выделить несколько этапов.

До 2014 года на российском IT-рынке царил настоящий бум стартапов. Компании активно создавали корпоративные инкубаторы и венчурные фонды, руководимые директорами по цифровой трансформации. Стартапы получали небольшие инвестиции, которых хватало только на MVP (Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт»). Дальнейшее развитие зависело от удачи в поиске клиента, под которого можно было бы кастомизировать продукт. В те годы преобладала модель собственной разработки, то есть стартапы создавали продукты с нуля, а не использовали готовые решения.

 

В 2014-м начались разговоры об импортозамещении. На волне спроса и хайпа появились новые компании, которые пытались создать копии зарубежных решений, но часто с недостаточным качеством (плохие клоны). В то же время многие команды, которые раньше занимались интеграцией и кастомизацией зарубежных решений (например, SAP, Oracle, Microsoft), начали разрабатывать собственные решения. Эти команды, обладая опытом и знаниями международных практик, понимали, что нужно адаптировать эти практики под российский бизнес. Суть собственной разработки в этом контексте — не создать решение с нуля, а локализовать и адаптировать лучшие практики международного рынка под специфику российского бизнеса. Это подразумевает внесение изменений в стандартные процессы, учитывая особенности российского законодательства, культуры и требований к бизнесу (хорошие клоны).

В 2020 году в России начался тренд на создание хабов под крышей мегабрендов — здесь собирались агломерации IT-продуктов и компетенций («Сбер», VK, «Яндекс», Т-Банк).

Именно таким российский IT-рынок и застал 2022 год. Самобытные стартапы с маленькой инсталляционной базой, плохие клоны, хорошие клоны и экосистемы, которые, как пылесос, собирают кадры с экспертизой и компетенциями, чтобы стать российским Microsoft.

Есть все основания полагать, что на следующем этапе импортозамещения хабы будут прирастать и становиться все мощнее, в том числе поглощая хорошие клоны. Но часть этих хороших клонов сохранит автономию и будет занимать конкретные ниши, в которых у этих команд есть экспертиза и опыт. Плохие клоны рынку будут не нужны. Хорошие клоны — и сами по себе, и в составе хабов — релиз за релизом будут становиться все качественнее. А потом и те и другие выйдут на международные рынки.

Но спойлер: велосипедов все равно не будет. Потому что нет смысла придумывать принципиально новое решение.

 

Коробки с экспертизой

Есть еще один важный аспект импортозамещения — это параллельная сюжетная линия, которую важно не потерять.

2022 год и почти весь 2023-й стали двухлеткой пилотов и знакомств. Сразу стало понятно, что вендорам не хватает коробочных версий, потому что большая часть из нас занималась кастомными решениями, а не продуктовой разработкой.

Но еще оказалось, что интеграторам, которые в основном занимались продажей и внедрениями решений все тех же международных вендоров, не хватает экспертизы для внедрений российского ПО.

Времени обучать, формировать базу знаний о продуктах, растить амбассадоров среди интеграторов было критически мало. Более того, российские вендоры не особо тесно взаимодействовали с интеграторами до 2022 года: тех же структурированных баз знаний о продуктах, налаженной экспертной поддержки, обучающих курсов, общего коммуникационного поля с интеграторами почти ни у кого не было.

 

Но ситуация меняется быстро и к лучшему. И сегодня крупнейшие российские интеграторы собрали внушительные портфели из российских продуктов и портфолио внедрений. И то, что эта связка сформировалась, лично для меня является важнейшим индикатором. Верификация пройдена — российские IT-продукты обрастают инфраструктурой, вокруг них формируются центры компетенций, и разработчики могут делегировать интеграцию профессиональным командам и сконцентрироваться на развитии продуктов. Этот, безусловно, здоровый процесс — главный признак того, что российские IT-решения становятся полноценной заменой, а слово «клон» — все менее релевантным.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+