К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Строители платформ: что мешает созданию единого платежного механизма стран БРИКС

Подготовка к проведению XVI саммита БРИКС в Казани (Фото Пелагии Тихоновой / Фотохост-агентство brics-russia2024.ru)
Подготовка к проведению XVI саммита БРИКС в Казани (Фото Пелагии Тихоновой / Фотохост-агентство brics-russia2024.ru)
При оценке перспектив финансовой интеграции в рамках БРИКС важно понимать, что Китай не является ключевым инициатором разработки общих платежных систем или единой расчетной единицы, — основную ставку китайцы делают на собственные проекты интернационализации юаня. Кроме того, нужны дополнительные оценки последствий создания единой платежной системы для национальных экономик, считает основатель компании BRICS+ Analytics Ярослав Лисоволик

Среди ключевых тем саммита БРИКС 2024 года, который проходит сейчас в Казани, наиболее важными можно считать форматы дальнейшего расширения группы и создание в ее рамках новой платежной системы. И если относительно расширения БРИКС ситуация прояснилась (российская сторона сообщила о фактической приостановке этого процесса), то относительно создания платежной системы остается много вопросов. Среди ключевых проектов, которые активно обсуждались на протяжении 2024 года, упоминались BRICS Pay и BRICS Bridge. Что это за проекты и по какому пути пойдет создание новой платежной платформы стран БРИКС? 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Наведение мостов

Еще в 2017 году на презентации концепции БРИКС+ в Валдайском клубе была представлена концепция платежной системы BRICS Pay, которая предполагала сопряжение региональных платежных систем. Однако с тех пор значимого продвижения по этому треку так и не произошло. Российский Минфин пока отдает предпочтение цифровым решениям для создания новой платежной платформы, как отмечал руководитель ведомства Антон Силуанов, на основе цифровых финансовых активов, токенов и системы блокчейна, создается «технология, которая позволяет отказаться от системы передачи финансовых сообщений SWIFT».

Из существующих цифровых проектов, которые могли бы быть использованы для создания платежной системы, больше всего подходит mBridge. Данная платформа для проведения трансграничных платежей разрабатывается и успешно тестируется центральными банками таких стран БРИКС, как Китай и ОАЭ. Платформа действует на основе блокчейна и позволяет достичь сопряжения национальных систем цифровых валют центральных банков (CBDC), устраняя при этом необходимость использования в расчетах коммерческих банков-корреспондентов. Взаимодействие между платформами CBDC осуществляется за счет кроссчейн-моста — эта технология позволяет передавать токены или другие данные из одного блокчейна в другой. 

 

За счет проекта mBridge количество шагов при проведении транзакций можно значительно сократить, обеспечив прямую связь между местными банками получателя платежа и плательщика и поддерживая при этом функциональную совместимость с внутренними платежными системами участников. Таким образом, трансграничные платежи на платформе mBridge, могут быть:

  • быстрее: мгновенный расчет в течение нескольких секунд;
  • безопаснее: расчет осуществляется в самом защищенном расчетном активе — деньгах центрального банка;
  • более доступными: благодаря прямой связи между любыми двумя банками на платформе;
  • дешевле: меньшее количество дублирующих процессов могут привести к сокращению общих затрат.

В пользу использования mBridge как прототипа для проекта BRICS Bridge следует отнести не только участие в нем ряда стран группы, но и децентрализованный характер платформы, что позволяет снизить зависимость от использования инфраструктуры западной платежной системы. С технической точки зрения проект также выглядит вполне реалистично. Проблемой может стать достижение консенсуса среди участников БРИКС, особенно учитывая, что в 2024 году их количество удвоилось: в организации сейчас 10 стран и некоторые из них имеют свои приоритеты в области построения альтернативных платежных систем.

 

Интересы участников

Наиболее активно за создание альтернативных платежных механизмов выступают Россия и Иран — именно они столкнулись с самыми жесткими санкциями со стороны Запада. Проекты BRICS Pay и BRICS Bridge разрабатываются прежде всего Россией, при этом Иран, поддерживая подобные инициативы, высказывается и в пользу создания единой валюты БРИКС. Остальные участники БРИКС постепенно вовлекаются в обсуждение, одновременно преследуя свои альтернативные проекты, как в случае с участием ОАЭ в проекте mBridge. Наконец, Индия и Южная Африка пока сдержанно относятся и к проекту создания единой валюты, и к разработке общей платежной системы БРИКС.

Отдельно следует упомянуть о позиции Бразилии, которая в 2025 году принимает эстафету председательства в БРИКС. Именно Бразилия на данный момент является наиболее активным сторонником создания единой расчетной единицы организации — о поддержке этой идеи президент страны Лула да Силва заявил в 2023 году на саммите БРИКС в Южной Африке. Ведущие бразильские экономисты, в частности бывший вице-президент Нового Банка Развития БРИКС Паоло Ногейра, разработали предложения по введению единой валюты БРИКС, которая помогла бы снизить зависимость бразильской экономики от доллара. Этой же цели служит другой проект, который поддерживает Лула, — создание региональной валюты для стран Латинской Америки.

Но важнее для перспектив финансовой интеграции в рамках БРИКС тот факт, что Китай не является ключевым инициатором разработки общих платежных систем или единой расчетной единицы, — его участие в проекте mBridge скорее носит характер эксперимента. Основную ставку китайцы делают на собственные проекты интернационализации юаня и продвижения своей трансграничной межбанковской платежной системы. Создание валюты или единой платежной системы БРИКС дает Китаю дополнительные возможности с точки зрения сдерживания западного давления, однако Пекин явно предпочитает пока стратегию free ride — «пассивного дохода» от активизма других членов БРИКС по созданию альтернативных платежных механизмов. Очевидно, что при осторожной позиции Китая и большинства других стран БРИКС говорить о скором создании новой платежной платформы пока рано. 

 

Нерешенные проблемы

Есть два ключевых вопроса относительно создания платежной системы БРИКС, которые пока не получили должного обсуждения. Прежде всего это последствия создания такой системы для национальной экономики — ликвидности банков, инфляции, обменного курса и в конечном счете благосостояния домохозяйств. По предварительным оценкам, эффект может быть положительным — за счет сокращения издержек, связанных с проведением расчетов, и последующего снижения цен. Однако необходимы более детальные и обоснованные исследования. Если основной задачей создания платежной системы является более эффективное проведение трансграничных платежей, то должно быть и понимание о том, какой ценой достигается такая цель с точки зрения макроэкономической стабильности и положения населения. 

Второй вопрос заключается в том, каким обеспечением должна обладать единая валюта или система расчетов стран БРИКС — многие ратуют за использование золота и других природных ресурсов. Но здесь сразу возникает проблема высокой волатильности подобного рода активов. Гораздо более надежным обеспечением была бы макроэкономическая стабильность стран БРИКС — прежде всего ограничения на уровень бюджетного дефицита и государственного долга. Пока что можно отметить значительные бюджетные и долговые проблемы, которые испытывают как новые члены БРИКС (Египет, Эфиопия), так и ветераны «пятерки», такие как Бразилия и Южная Африка. Так что вместо зацикленности на ресурсном обеспечении новой платежной системы, гораздо больше внимания надо уделить насущным проблемам экономической стабильности стран БРИКС.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+