Дилемма для Нетаньяху: может ли уничтожение лидера ХАМАС приблизить завершение войны
Первый среди равных
За более чем год войны Израиль провел целый ряд точечных операций по уничтожению своих ключевых противников. Среди них убийство в частной квартире в Тегеране главы политбюро палестинского радикального движения ХАМАС Исмаила Хании, а также ликвидация многолетнего лидера ливанского шиитского военизированного движения «Хезболла» Хасана Насраллы.
Но весь этот год главная мишень для еврейского государства так и оставалась нетронутой. Именно Яхья Синвар, с 2017 года возглавлявший ХАМАС в секторе Газа, был организатором террористической атаки на Израиль 7 октября 2023 года. О деталях операции «Буря Аль-Аксы» не знали даже лидеры ХАМАС за пределами Газы. Так, один из лидеров движения Халед Машаль, который теперь, вероятно, займет место Синвара, утверждал, что узнал об этой атаке из телевизора.
После убийства 31 июля Хании, выступавшего за переговоры и даже допускавшего признание Государства Израиль, перспективы прекращения огня в Газе стали еще более призрачными. Согласно многочисленным утечкам, именно Синвар каждый раз на финальном этапе выступал против достижения какой-либо сделки с Израилем, ожидая, что пожар войны выйдет далеко за пределы сектора Газа. Очевидно, он рассчитывал на большую вовлеченность в события «Хезболлы», однако руководство ливанского движения не пошло на повторение полномасштабной войны с Израилем, как в 2006 году, и неоднократно подчеркивало, что «Буря Аль-Аксы» — это прежде всего палестинское дело.
Между тем расчет Синвара на то, что израильская операция в Газе приведет к огромному числу жертв среди мирного населения и усилит внешнее давление на еврейское государство, без сомнения, оправдался. На сегодняшний день в палестинском анклаве погибли уже более 42 000 человек, еще около 100 000 получили ранения. Это усилило антиизраильские настроения по всему миру и привело к рассмотрению исков против Израиля в международных судах. При этом стоит помнить, что перед вторжением в еврейское государство ХАМАС подготовил почти 500-километровую сеть подземных тоннелей в Газе, но не соорудил ни одного бомбоубежища для защиты палестинского гражданского населения.
В свое время Синвар был приговорен в Израиле к четырем пожизненным срокам и провел в общей сложности 23 года в израильских тюрьмах, но был освобожден в 2011 году в рамках сделки по обмену 1027 палестинских заключенных на одного израильского военнослужащего — капрала Гилада Шалита. Этот факт биографии Синвара придавал ему авторитет среди других хамасовцев, но не обеспечивал широкую популярность среди палестинцев. Согласно опросу палестинского аналитического центра PCPSR, проведенному в июне 2023 года, рейтинг Синвара в Газе составлял только 6%, а на всех палестинских территориях еще меньше — 3%. Развитие событий после 7 октября 2023 года едва ли прибавило ему популярности среди рядовых палестинцев, пострадавших от войны.
Повержен ли ХАМАС?
Ликвидация ключевой фигуры ХАМАС ставит вопрос о способности движения продолжать военные действия против Израиля. Военные власти еврейского государства утверждают, что ХАМАС больше не существует как военная сила в секторе Газа. Между тем данные американского аналитического центра ACLED показывают, что движение по-прежнему способно сопротивляться израильской армии на всей территории палестинского анклава.
Армия обороны Израиля уверена, что смогла уничтожить 17 000 из 25 000–30 000 бойцов ХАМАС, но отчеты независимых наблюдателей указывают на ликвидацию примерно 8500 хамасовцев. При этом движение сохраняет возможности по рекрутированию новых бойцов.
Главным же козырем палестинских радикалов остаются израильские заложники. По последним данным, это не менее 100 человек, 50 из которых уже могут быть мертвы.
Что касается ликвидации верхушки ХАМАС в Газе во главе с Синваром, то история движения показывает, что гибель его руководителей создает вокруг них ореол мучеников и никак не убавляет число сторонников. Например, в 2004 году Израиль в течение месяца уничтожил двух лидеров ХАМАС подряд, но после этого движение стало еще сильнее — его численность возросла в несколько раз.
Принципиальная проблема для еврейского государства заключается в том, что ХАМАС выходит далеко за рамки сектора Газа. Идея вооруженной борьбы, а не переговоров с Израилем сейчас все более популярна на Западном берегу реки Иордан, где поддержка ХАМАС выросла с 12% в сентябре 2023 года до 41% в мае 2024-го. Рейтинг же враждующей с ХАМАС Палестинской национальной администрации (ПНА), которая прежде выступала за диалог с Израилем, с начала войны в Газе упал с 26% до 17%.
Таким образом, ликвидировав даже самых высокопоставленных хамасовцев, еврейское государство остается один на один с сотнями тысяч палестинцев в Газе и на Западном берегу, которые за последний год лишь укрепились в своем враждебном отношении к Израилю.
К слову, на Западном берегу ситуация также остается взрывоопасной: после 7 октября 2023 года в стычках с израильскими силовиками погибли не менее 695 палестинцев. Такой всплеск насилия вызван активной поселенческой политикой членов крайне правого израильского кабмина, отдельные представители которого вообще отказывают палестинцам в праве на собственное государство.
Решающий момент
В ноябре 2023 года глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху, обращаясь к военным, заявил, что операция в Газе будет продолжаться до победы. Уничтожив своего самого главного врага, премьер-министр Израиля формально может объявить о победе, пойти по пути деэскалации и договориться с ХАМАС об освобождении заложников.
Однако за прошедший год израильский кабмин так и не сформулировал, что для него будет считаться окончательной победой. Кроме того, до сих пор неясно, каким Израиль видит послевоенное устройство сектора Газа и кто будет им управлять. Ясно лишь то, что еврейское государство не допустит ХАМАС к управлению Газой ни в каком виде. В самом начале войны перед израильским руководством стояла дилемма: спасение жизней заложников или уничтожение ХАМАС. Очевидно, правительство Нетаньяху отдало предпочтение второму. Но сейчас у него есть шанс пойти по пути деэскалации ради спасения жизни людей, хотя для этого придется пойти на уступки палестинским радикалам, например, на освобождение их высокопоставленных лидеров из израильских тюрем.
С другой стороны, с точки зрения ХАМАС убийство Синвара сильно увеличило ставки и еще больше снизило вероятность сделки с Израилем. Увеличилась и угроза жизням израильских заложников, остающихся в руках у палестинских радикалов. Так, менее чем через месяц после убийства Хании в Тегеране Армия обороны Израиля обнаружила в Газе тела шести заложников, расстрелянных хамасовцами.
Параллельно с этим Израилю предстоит определиться с тем, как будет развиваться его операция в Ливане, которая должна способствовать возвращению порядка 80 000 израильтян в свои дома на севере страны. В частности, до сих пор неясно, планирует ли еврейское государство вновь оккупировать южные ливанские территории, как это было в 1982–2000 годы. Остается открытым и вопрос о том, как правительство Нетаньяху ответит на ракетные обстрелы израильской территории Ираном 1 октября.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора