Кавказские поля: о чем договорились Россия и Армения на саммите СНГ
Армяно-российские парадоксы
8 октября в Москве состоялся саммит СНГ под председательством Владимира Путина. Всякий раз, когда проходят форумы такого уровня, оживляется дискуссия об эффективности Содружества, интеграционных евразийских проектах и перспективах российской политики в «ближнем зарубежье». Но на этот раз в фокусе внимания оказалась кавказская тема. Российско-армянские и российско-азербайджанские отношения, транспортные коммуникации в регионе, перспективы мирного соглашения между Баку и Ереваном. Переговоры коснулись всех ключевых вопросов региональной повестки, хотя говорить об их скором разрешении пока рано.
До начала форума в СМИ и социальных сетях держалась интрига. Представители официального Еревана не спешили подтверждать или опровергать визит главы армянского правительства Никола Пашиняна в российскую столицу. В итоге в Москве оказался не только он, но и министр иностранных дел республики Арарат Мирзоян. Сегодня российско-армянские отношения иначе как парадоксальными и не назовешь. С одной стороны, Москва и Ереван не говорят об отказе от стратегического партнерства. И пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, и вице-премьер правительства России Алексей Оверчук не так давно публично называли Армению союзником. Более того, когда Пашинян в интервью CNN заявил, что Ереван не поддерживает Москву в проведении «спецоперации»* на Украине, то Кремль констатировал: Россия готова учесть «определенные нюансы» в подходах армянских партнеров к конфликту.
Но, с другой стороны, даже слепой не может не увидеть стремление армянского руководства дистанцироваться от России. Ереван не просто заморозил свое участие в работе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, в настоящее время объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан), важной для Москвы евразийской оборонной структуры. Согласно Пашиняну, Организация — это угроза национальной безопасности и суверенитету его страны, которая близка к «точке невозврата» в отношениях с данным проектом. Более жесткую оценку трудно подыскать. И «понимающие» оправдания по поводу того, что ОДКБ — это еще не вся Россия, выглядят малоубедительными. Российское военное присутствие в Армении неуклонно сокращается — пограничники покинули столичный аэропорт Звартноц, а также ушли из пограничных с Азербайджаном областей Вайоц Дзор, Тавуш, Сюник, Гегаркуник и Арарат. И все это на фоне наращивания контактов Армении с НАТО, ЕС и отдельными странами — членами этих организаций, прежде всего Францией.
На этом фоне новости «с полей» саммита по поводу договоренностей о сокращении присутствия российских пограничников на армяно-иранской границе, а также отказ Еревана от подписания соглашений «О принципах обеспечения евразийской безопасности» и «О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер» не стали сюрпризами. Однако дополнительной тревожности, безусловно, добавили. Мы в преддверии окончательного «развода» союзников, в отношении которых надо употреблять определение «бывшие»? Или точки невозврата еще не пройдены?
Пограничные нюансы
Начнем с того, что любую новость необходимо трактовать корректно, с учетом деталей и нюансов. Мы увидели немало новостей об уходе российских пограничников с иранского участка армянской границы. Между тем требуются определенные пояснения. Россия охраняла иранский и турецкий участок армянской границы на основании межгосударственного договора «О статусе пограничных войск Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Армения и условиях их деятельности». Это соглашение, наряду с прочими, легло в основу «Большого договора» от 29 августа 1997 года, заложившего основы стратегического союзничества между Ереваном и Москвой.
На полях саммита СНГ Россия и Армения договорились о том, что, во-первых, армянские пограничники подключаются к охране иранского и турецкого секторов своей госграницы, а во-вторых, об уходе россиян с КПП на участке с Ираном, но не из всего армянского пограничного пространства. Стоит заметить, что данное решение имеет отношение не только к российско-армянским отношениям или конфронтации между Россией и Западом на кавказском направлении. Дело в том, что Тегеран, не из-за альтруизма, конечно, а реализуя свой собственный интерес в регионе, пытается противодействовать усилению азербайджано-турецкого тандема. В октябре 2022 года открылось иранское генконсульство в Капане — это южная часть Армении. Иран последовательно выступает против открытия так называемого Зангезурского коридора, который связывал бы азербайджанский эксклав Нахичевань с «ядровой» территорией этой страны. И здесь Иран готов к жесткому спору не только с Анкарой и Баку, но и с Москвой. Поэтому Еревану очень важно дать позитивный сигнал Тегерану. Впрочем, и Москве на фоне конфликта с Западом на постсоветском пространстве и новой эскалации на Ближнем Востоке важно сохранять взаимодействие с иранской стороной. Таким образом, изменения на границе Армении и Ирана могут сослужить добрую службу и Еревану, и Москве.
При этом нельзя не обратить внимание, что пограничные «инновации» в минимальной степени касаются турецкого направления армянской границы. Ведь как бы ни продвигался процесс нормализации в отношениях между Анкарой и Ереваном — а идет он медленно и зависит от того, насколько быстро армянская сторона найдет общие точки с азербайджанской — недоверие между странами высоко, а Турция, как член НАТО вряд ли будет «сдерживаться» в форс-мажорных случаях союзниками из Вашингтона и Брюсселя.
«Смена вех»
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Армения пытается изменить свой внешнеполитический курс. Нельзя сказать, что это у нее получается. США, ЕС и НАТО много говорят о «независимости и территориальной целостности» страны, но конкретных гарантий ее безопасности не дают, как, впрочем, не предлагают и развернутых проектов экономического развития. Диверсификация и строительство «перекрестка мира», в котором Ереван смог бы одновременно дружить с Западом и Ираном, Россией и Индией, Китаем и Турцией, пока что остается красивой интеллектуальной конструкцией, не наполненной конкретным содержанием. Внешнеполитический разворот Армении был ускорен военной эскалацией вдоль границы с Азербайджаном в сентябре 2022 года, которая проходила на фоне «перегруппировки» российских войск на Украине. Из этого руководство республики сделало поспешный вывод о снижении роли России в Кавказском регионе.
Не исключено, что с позиций сегодняшнего дня многое видится иначе. Но в конфронтационную воронку союзник Москвы уже попал. И выйти из нее не так просто. И мы видим, как Ереван пытается дистанцироваться от России, но не радикально, а селективно и постепенно. ОДКБ — угроза? Но почему же не покинуть Организацию раз и навсегда? «Перекресток мира» — альтернатива российским проектам? Но зачем тогда презентовать его перед Путиным? Пограничное присутствие сокращаем, но не полностью, ибо ни один француз или американец сегодня не готов рисковать ради Армении на Кавказе. «Сам факт того, что премьер Армении приехал в Москву на саммит СНГ, говорит о том, что Ереван не готов, во всяком случае пока, полностью сжигать мосты с Россией. Все-таки при всем возрастающем значении для Еревана западных партнеров, Армения тесно связана с бывшим постсоветским пространством, и эти связи взять и перенаправить в другом направлении — не так-то просто», — констатирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
И вот здесь уже важная задача возникает перед Москвой. Как наладить взаимодействие с армянской элитой и обществом за рамками правительственных кабинетов? Впрочем, это касается не только Армении. Такая же задача стоит и на грузинском, и на молдавском, и на любом другом проблемном направлении. Только в недавней истории постсоветского Кавказа немало примеров, когда и Азербайджан, и Грузия останавливались перед «точками невозврата» и возвращались к прагматическим отношениям с Россией. Почему это невозможно в случае с Арменией? Российская логика состоит в том, что Армения — суверенная страна, и никто не вправе удержать ее от «западного выбора», со всеми вытекающими последствиями. При этом всегда сохраняется возможность учиться на провалах и неудачах других.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора