«Механика» или «автомат»: как софт может развязать руки продавцам на маркетплейсах
Главная причина, по которой продавцам стоит присматриваться к автоматизации, — кратная экономия ресурсов на рутинных и монотонных задачах. Больше не надо выбирать — бесконечно увеличивать нагрузку пяти сотрудникам, что есть сейчас, или бесконечно нанимать людей, направляя всю прибыль на зарплаты.
Прямо сейчас на маркетплейсах можно автоматизировать:
- синхронизацию цен на всех площадках;
- массовое создание и загрузку новых карточек с учетом информации из интернет-магазина;
- обработку заказов;
- ответы на положительные отзывы, негатив и вопросы;
- аналитику продаж и прогноз спроса;
- управление ценами с учетом всех обязательных скидок и других уникальных правил каждого маркетплейса;
- управление товаром на складе;
- выгрузку отчетов;
- планирование и контроль поставок на склад маркетплейса.
Настроить все эти процессы в сервисах быстрее и проще, чем нанимать несколько десятков новых людей. А нынешние пять сотрудников смогут и дальше продуктивно выполнять свои текущие обязанности без стресса и переработок.
Есть еще одна неочевидная группа продавцов, которым пригодится автоматизация, — это новички. Эти же сервисы помогут им избежать ошибок, которые часто совершаются на старте, например установки цен без учета обязательных акций и скидок или неправильного указания остатков на складе. Автоматизация защитит не только от стресса, но и от лишних трат.
Единственные, для кого автоматизация станет лишним балластом, — это самозанятые. Ограничения по уровню дохода не позволяют вести торговлю с большими оборотами. С доступной нагрузкой реально справиться самостоятельно или с небольшим числом помощников. Дополнительные сервисы станут тут лишней строкой расходов.
С чего начинать
1) Электронные таблицы. Самый простой вариант для первого шага к автоматизации. В Excel и «Google Таблицах» можно настроить выгрузку данных из личных кабинетов и сводить их в единый отчет. Там же можно использовать скрипты для анализа продаж и прогнозирования выручки. По сути, маленькие магазины с небольшим ассортиментом вполне могут обойтись этими функциями. Магазины побольше могут вести финансовый учет в более продвинутых программах — например «1С: Бухгалтерии».
2) Работа склада. Сервисы автоматизации могут собирать заказы, контролировать остатки, маркировать товары, печатать этикетки, составлять накладные и другие документы с учетом требований каждой площадки. С ними селлер не окажется в ситуации, когда, например, товар закончился на складе, но все еще есть в продаже на площадке. И не попадет на штрафы из-за ошибок в накладных.
3) Мультикабинет. Пригодится селлерам, которые торгуют на нескольких маркетплейсах. Именно там можно быстро синхронизировать цены, описания товаров и карточки. Присмотреться к мультикабинетам надо в первую очередь тем селлерам, чьи каталоги содержат несколько сотен наименований. В случае, когда карточки надо будет обновить, получится сэкономить несколько часов времени.
4) Предиктивная аналитика. Такие сервисы соберут данные и оформят их в виде понятных графиков. Это поможет селлеру проверить гипотезы о прибыльности и рентабельности товаров, рассчитать объемы продаж и выявить тренды на рынке.
5) Инструменты продвижения. Помимо стандартных возможностей, например баннерной рекламы, подъема в топе и продвижения в каталоге, каждый маркетплейс предоставляет собственные решения. Например, запуск рекламных кампаний с блогерами через личный кабинет продавца. От селлера требуется только формирование запроса и «вилка» по бюджету — по этим вводным менеджеры собирают подходящие механики продвижения, выбирают блогеров, определяют длительность кампании и т. д. Важно следить за новостями площадок и диверсифицировать инструменты продвижения на каждой из них.
Новые возможности для автоматизации регулярно появляются на маркетплейсах, так что селлерам стоит следить за новостями тех площадок, где они торгуют. Можно своевременно присмотреть и внедрить полезную функцию.
Почему тогда еще не все автоматизировались?
От перехода к автоматизации многих селлеров, особенно новичков, отпугивает недоверие и сопутствующие тревоги:
- процессы не получится автоматизировать полностью, ручная работа все равно остается;
- придется потратить деньги и время;
- платформ слишком много, и без тестирования не получится выбрать идеальный вариант сразу;
- непонятно, кто поможет в этом разобраться;
- разработчики возьмут деньги за сервис, а помогать не будут;
- программа не сможет заменить человека в общении и ответах на отзывы;
- ни один сервис не покрывает все потребности сразу.
Вероятность столкнуться с такими трудностями есть, если приступать к автоматизации без четкого плана, не читать условия сотрудничества и надеяться быстро найти идеальный сервис по самой низкой цене. Если же подойти к вопросу вдумчиво, то риск уменьшается.
То есть все легко и безопасно?
Сейчас самым большим риском остаются сливы данных, взломы и потери доступа к личным кабинетам — сфера e-commerce сейчас на втором месте по утечкам. Многие селлеры переживают, что через сервисы подобраться к их личным данным будет проще. На самом деле в такой ситуации могут выручить элементарные меры безопасности: надежные пароли, которые будут разными для каждого маркетплейса, и двухфакторная аутентификация.
В остальном помогают простые действия:
Определиться с целями. Кто-то выходит на большие обороты и хочет заранее быть готовым к повышенной нагрузке — в этом случае надо быть готовыми к автоматизации большинства процессов и подключению сразу нескольких сервисов. Кто-то хочет застраховать себя от классических ошибок — тут надо в первую очередь браться за цены и документацию. Кто-то просто устал вручную отвечать на отзывы — такому бизнесу хватит одного бота-автоответчика.
Посмотреть, какие сервисы рекомендуют маркетплейсы, где вы размещаете товары.
Внимательно читать оферту и другие документы, которые предлагает сервис на старте сотрудничества. Так селлер может сразу понять, где ответственность несет он, а где — маркетплейс или сервис. Это помогает избежать недопониманий и дает понять, к кому и когда идти с вопросами. Заодно селлер может сразу увидеть «красные флаги» — например, нежелание сервиса брать на себя ответственность за сбои или вероятность резкой смены условий без компенсации.
Не бояться тестировать разные сервисы. И заранее приготовиться к тому, что идеальный — и по функционалу, и по стоимости — найдется только со второй или третьей попытки. Это нормально. Главное, не забыть к концу сотрудничества забрать у сервиса доступ к своим данным.
Если селлер учитывает все эти моменты, а также понимает, что автоматизация не избавит от абсолютно всех непредвиденных ситуаций и трудностей, то переход на нее пройдет безболезненно.
Четыре главных правила автоматизации
Если кратко подводить итог, то для успешной автоматизации селлерам нужно всего четыре простых действия:
- понять цели магазина;
- определиться, сколько денег сейчас можно выделить на сервисы;
- подобрать инструменты под цели и бюджет — в первую очередь заглянув в рекомендации своих маркетплейсов;
- помнить про безопасность, читать документы и забирать у сервисов доступ к данным при завершении сотрудничества.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора