К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Замедление реакции: как YouTube стал похож на западные «голоса» советских времен

Фото DPA / TASS
Фото DPA / TASS
Фактическая блокировка YouTube вызвала привычную реакцию российских пользователей: кто-то нашел технические способы для доступа к платформе, кто-то пошел искать альтернативу. Похожим может быть и ответ на участившиеся сбои в работе Тelegram. Журналист Глеб Черкасов считает, что сложившаяся ситуация вполне устраивает власть — пользователи могут получать информацию на замедленных и нежелательных платформах, но не использовать их для какой-либо формы политической самоорганизации

Политизированным пользователям социальных сетей и технологических платформ часто кажется, что все эти новации придуманы для решения важнейших вопросов мироустройства, политических дискуссий и просто ругани. Однако, как правило, политическая часть сетевого сообщества в любой сети и почти на любой платформе составляет лишь меньшинство. Просто людям политизированным трудно представить, что для платформы гораздо интересней продвижение концерта или новой модели кроссовок, нежели споры о сути политической системы. Экономически активные граждане приходили в соцсеть или на платформу не для дискуссий, а ради увеличения заработка.

Без скандала

Особенно характерно это было для YouTube — и служило для платформы своего рода охранной грамотой. Когда санкции в ее отношении еще только обсуждались, звучали опасения, что население может очень нервно отреагировать на усложнение доступа к фильмам, музыке, кулинарным рецептам, учебным курсам, юмористическим скетчам и, в том числе, политическим каналам. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Однако замедление, а потом и блокировка YouTube прошли гораздо будничней ожиданий — тем более что его никто вроде и не запрещал, все получилось «само собой», из-за износа оборудования. В итоге скандала не случилось. Пользователи по привычке ответили россыпью индивидуальных решений. Кто-то накачал всего, что получилось, про запас, кто-то нашел технические способы для спокойного доступа к платформе, а кто-то пошел искать альтернативу.  

 

YouTube фактически пополнил клуб, в котором уже находятся Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а также несколько платформ поменьше.  

Напрашивающееся сравнение с западными «голосами», которые, несмотря на «глушилки», активно слушали в СССР в 70-е и 80-е, на первый взгляд, будет не очень правильным. Та же Би-би-си (заблокирована в России) изначально находилась вне правового поля СССР. 

 

Напротив, нынешние замедленные и нежелательные платформы были официально признаны, а когда-то даже и вполне привечаемы. Активное ведение Twitter (сейчас — Х, заблокирована в России) или страничка в Facebook были признаком хорошего тона для политика любых взглядов. И так продолжалось, несмотря на все конфликты и жалобы со стороны той же «Единой России» на администрацию западных соцсетей, вплоть до февраля 2022-го. Только в марте 2022 года «партия власти» перестала вести аккаунты в недружественном информационном пространстве. Однако нельзя сказать, что для всех лояльных политиков и ориентирующихся на них граждан нет больше ни Facebook, ни Instagram — ими пользуются, причем довольно активно. Но совсем не так, как прежде. 

Для личных нужд 

Читать, смотреть, вести аккаунты в недоступных сетях все еще можно. Но об использовании для организации и самоорганизации на этих платформах и речи больше не идет. И уж тем более размещать рекламу или продвигать какие-либо товары и услуги крайне затруднительно и даже опасно. О возникающих в связи с этим трудностях в курсе не только пользователи, но и представители политического класса. 

Однако власть осталась непреклонна — никакой экономической активности на замедленных и нежелательных платформах. А чтобы не было и соблазна просить о послаблениях, в Думу был внесен и уже принят в первом чтении законопроект о полном запрете рекламы на запрещенных ресурсах. 

 

С YouTube дело сложнее: компания Google сама в несколько этапов закрыла монетизацию для российских пользователей. Последнее решение пришлось уже на время замедления платформы. Совпадение всех факторов привело к тому, что о любой экономической деятельности можно забыть. В очевидном проигрыше остались люди, продвигавшие с помощью YouTube свои товары и услуги. Те, кто хотел посмотреть фильм или полюбоваться на любимого публициста, можно считать, не пострадали. 

И вот тут сходство со статусом «голосов» позапрошлой эпохи проявляется в гораздо большей степени. В 70–80-е годы человек, сумевший настроить свой приемник и слушавший «клевету на социалистический строй» в своей квартире, в общем-то ничем не рисковал. Проблемы могли начаться в том случае, если бы он попытался обсудить услышанное в не до конца проверенной компании. Так и теперь — пока никто не препятствует получать информацию на замедленных и нежелательных платформах, но использовать ее больше, чем для личных нужд, практически невозможно.

И в этом смысле они становятся все более безвредными с точки зрения подлинных и мнимых угроз для российской власти. Времена, когда на объявление о митинге откликались десятки тысяч человек (другой вопрос — сколько реально приходили) теперь в прошлом. Экономически активным людям там тоже нечего делать. Оставшаяся политическая публицистика вперемешку с котиками угрозы на данный момент не представляет.

Конечная платформа

Последней доступной российским гражданам платформой, находящейся в легальном поле, но при этом называющей себя неподконтрольной властям любого государства, оставался Тelegram. Платформа уже пережила конфликт с российскими органами в 2018 году и формально вышла из него — как минимум не проигравшей. 

С тех пор, казалось, между платформой и властями наступило перемирие. Слухи о второй попытке закрытия Тelegram появляются регулярно и также регулярно опровергаются. Но при этом каждый новый сбой работы платформы вызывает всплеск разговоров о том, что это тренировка, попытка властей подготовиться к блокировке лучше, чем это было в 2018 году. И скепсис этот развеять не получается никаким опровержением и никакими объективными доводами.

 

С точки зрения борьбы за информационное пространство российские власти в Тelegram уж точно не проигрывают. Скорее, наоборот, есть возможность бороться за аудиторию, которую давно потеряло телевидение.

Безусловно, в Тelegram присутствует не только официальная точка зрения, но масштаб охвата не стоит разрушения инфраструктуры, которой пользуются и государственные структуры. 

Однако, скорее всего, платформу Павла Дурова все-таки попытаются выдавить из легального поля.  

Просто потому, что в Тelegram кипит хозяйственная деятельность, оборот которой только нарастает. А там, где есть деньги, хоть в какой-то степени неподконтрольные властям, последние ощущают угрозу и готовы сделать все для ее предотвращения.

 

P. S. Колонка была написана до ареста Павла Дурова в Париже, но действия французских правоохранительных органов вряд ли существенно повлияют на политику российских властей в отношении соцсетей и мессенджеров — разве что отдельные решения будут на какое-то время отложены

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+