К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По полной программе: кто и как зарабатывает на разработчиках в ходе хакатонов

Фото Luke MacGregor / Bloomberg via Getty Images
Фото Luke MacGregor / Bloomberg via Getty Images
Хакатоны — соревнования специалистов в сфере информационных технологий и смежных областях, которые привлекают все больше участников со всего мира. Например, 3000 участников у финала конкурса «Цифровой прорыв» в Казани в сентябре 2019 года, его даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Максим Муравьев, основатель и директор международной ассоциации разработчиков Hackathon Raptors, DevOps-инженер в Wargaming, рассказывает о том, какие бывают хакатоны и какую пользу они приносят участникам и организаторам

Игроки в индустрии хакатонов

Чтобы принять участие в хакатоне, не обязательно быть программистом или разработчиком программного обеспечения (ПО). Это могут быть и аналитики, дизайнеры, продакт-менеджеры, маркетологи или предприниматели.

Важную роль играют в этом процессе и организаторы: они определяют задачу для соревнующихся, условия, временные рамки, награды и как разработанная технология будет внедряться в определенную сферу или бизнес. Каждый организатор преследует свои цели. 

Государственные хакатоны. Мероприятия в этом секторе обычно инициируют профильные министерства или региональные госучреждения. Соревнования ориентированы на привлечение молодых специалистов в госсектор и поиск новых решений, которые смогут улучшить работу структур и сервисов. Зачастую сами учреждения не выступают в роли организаторов, а выбирают для этих целей операторов хакатонов.

 

Выгода для операторов в том, что все затраты на организацию хакатона, включая оплату работы самого оператора, финансируются из госбюджета. Кроме того, к хакатону можно привлечь коммерческих партнеров, которые ищут перспективные стартапы и новые технологии для расширения бизнеса. Часть привлеченных от партнеров средств также может идти на оплату услуг оператора.

У такого формата есть и минусы. Главный — бюрократия. Процедуры и правила, регулирующие распределение бюджетных средств, сильно замедляют процесс реализации хороших идей. Еще один недостаток — невысокие гранты для победителей, поэтому участников бывает сложнее привлечь.

 

Хакатоны от корпораций. Бизнес, организующий такие события, в первую очередь преследует, очевидно, коммерческие цели. Хакатоны позволяют корпорациям ускорить цифровую трансформацию и переосмыслить бизнес-процессы, что влияет на их конкурентоспособность и помогает масштабировать деятельность. Например, Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) регулярно проводит внутренние хакатоны, благодаря им появились такие популярные функции, как GIF-анимации, кнопка «мне нравится», таймлайн и опция тегирования.

При этом международные гиганты и вовсе могут себе позволить проводить хакатоны, не привязанные к продуктам компании: пять лет назад на конкурсе Imagine Cup от Microsoft команда энтузиастов разработала протез руки, который управляется с помощью ИИ, способен распознавать объекты и адаптировать под них хват. Прототип получил инвестиции, был доработан до стадии продукта и теперь помогает людям с ампутациями в повседневной жизни.

Несмотря на все преимущества для самих корпораций, участники таких соревнований часто сталкиваются с рядом ограничений. Во многих случаях разработанные решения становятся собственностью инициатора хакатона. Помимо этого, существует риск смещения фокуса мероприятия с непосредственной разработки продукта на пиар и продвижение бренда организатора. Это может снизить интерес среди талантливых специалистов, ищущих платформу для реализации своих идей.

 

Хакатоны от независимых сообществ. Во всем мире существует множество автономных ассоциаций, которые объединяют профессионалов из разных технологических областей. Отечественные сообщества, включая Ассоциацию российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и Студенческое объединение ИТМО, поддерживают развитие местных талантов, в то время как международные группы, например IAHD (The International Association of Honored Developers), охватывают более широкую аудиторию и предоставляют платформу для глобального сотрудничества.

Так, в 2023 году ассоциация IAHD организовала DEI Web Accessibility Hackathon, где участники работали над улучшением приложения для онлайн-покупок. Необходимо было усовершенствовать интерфейс и сделать более понятную навигацию для пользователей, которые не могут использовать компьютерную мышь из-за особенностей здоровья.

Организаторы независимых хакатонов получают доход от членских взносов, также собрать бюджеты на организацию помогают спонсорство и партнерства. Несмотря на это, они сталкиваются с рядом проблем: ограниченный бюджет может влиять на размер призового фонда, а нехватка ресурсов затрудняет масштабирование, что, в свою очередь, может снизить регулярность подобных ивентов.

Кто еще вовлечен в индустрию? Помимо вышеупомянутых игроков, на рынке существуют независимые платформы — DevFolio, Taikai, DevPost или российские Codenrock и Actum. Они не только проводят свои собственные хакатоны, но и помогают в их организации третьим сторонам.

Такие платформы зачастую зарабатывают больше, чем другие организаторы, поскольку их основная цель — не столько получение конкретного технического решения или продукта, сколько максимизация прибыли от предоставления услуг. Они берут в среднем от $2000 до $20 000 в зависимости от тарифного плана. Такой подход позволяет им занимать уникальную нишу на рынке, конкурировать и превосходить других участников по финансовым показателям. Например, только рассылка по базе от Codenrock (75 000 подписчиков) будет стоить около $2000.

 

Нечестная игра за кулисами инноваций

Не самые благие намерения соревнующихся или инициаторов мероприятий могут подорвать доверие и исказить суть соревнований. Мошенничество на хакатонах может проявляться, например, в несправедливом распределении призов. Недавно на одном из соревнований возник конфликт: капитан победившей команды получил вознаграждение, но забрал его целиком, не поделившись с остальными. Он воспользовался тем, что распределение средств не было оформлено документально.

Бывают ситуации, когда программисты начинают разработку своих проектов заранее, до официального старта хакатона — это дает им несправедливое преимущество. В том числе они могут пытаться скрыть это, стирая записи изменений в системе контроля версий.

Использование чужого кода или представление открытых проектов за собственную разработку также является нарушением правил. Есть и случаи, когда участники решаются на отправку проектов с вредоносным кодом, хотя это и рискованно, учитывая техническую подкованность судей. Подобное действие может дать хакерам неэтичное преимущество, например через дискредитацию проектов других команд или манипулирование результатами оценки. Либо вызвать сбои в работе системы и даже прервать мероприятие.

Еще одной формой обмана является подделка демонстрации, когда команды пытаются представить нефункциональный прототип как полностью рабочее решение, используя заранее подготовленные демоматериалы.

 

Некоторые организаторы используют хакатон как способ бесплатно собрать инновационные идеи, не планируя реализовывать их или вознаграждать участников. Распространенной практикой являются и манипуляции с призовым фондом, когда заявленная крупная награда делится не только на наличные, но и на подарки от спонсоров. Например, если объявлен приз в 1 млн рублей, на деле может оказаться, что лишь 20% этой суммы выплачивается наличными. Остальное предоставляется в форме подарков, скажем, в виде лицензии на программное обеспечение, подписок и других нефинансовых бонусов.

Кроме того, иногда на роль судей или менторов могут привлекаться неквалифицированные эксперты, представленные как профессионалы. Это подрывает справедливость оценки проектов и может дезориентировать участников относительно качества и требований к их работам.

Хакатон как кузница бизнесов

Но вообще IT-марафоны — отличный катализатор для создания новых стартапов. Множество успешных компаний начали свое существование именно с них. К примеру, Trello, популярная платформа для управления проектами, возникла в результате корпоративного хакатона от компании Fog Creek Software. Позже она стала независимой и была выкуплена корпорацией Atlassian.

GroupMe, сервис для группового обмена сообщениями, также был создан во время хакатона на конференции TechCrunch Disrupt. Вскоре разработку приобрела компания Skype за $85 млн.

 

Видео- и фото-селфи приложение MSQRD (Masquerade), созданное белорусской командой на хакатоне, быстро привлекло внимание Facebook, после чего компания выкупила платформу. 

При этом уже сегодня на рынке появляются организаторы различных альтернативных форматов, которые могут дополнить или заменить традиционные модели IT-соревнований. Одной из таких альтернатив являются аналоги классических хакатонов по программированию, но сфокусированные на применении ИИ. Подобные задачи размещают различные компании и частные лица на IT-платформе Kaggle от Google. Участники сосредотачиваются на решении конкретных задач при помощи написания моделей на базе машинного обучения и ИИ.

Становятся популярными и соревнования для опытных разработчиков и аналитиков, соревнующихся в быстром решении задач по разработке. А также спортивное программирование, когда участники решают алгоритмические задачи за определенное время. Появляются Crowdsourcing platforms — онлайн-платформы, на которых для решения той или иной IT-задачи задействовано целое сообщество разработчиков. Формирование новых моделей IT-соревнований приводит к появлению новых игроков-организаторов. А значит, и моделей монетизации мероприятий, становясь не только стимулом для развития новых решений, но и полноценным способом заработка на рынке.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+