Переупаковка и релокация: как инвесторам адаптироваться к налоговым изменениям
Предложенные российским правительством изменения в налоговой системе можно, пожалуй, сравнить по масштабам с реформами начала нулевых годов и введением правил в отношении контролируемых иностранных компаний в середине 2010-х. Выделим те из них, которые напрямую касаются деятельности инвесторов.
- Доходы в виде процентов по депозитам в российских банках. Как и ранее, повышенный доход по депозитам будет облагаться по ставке 15%. Однако предлагается уменьшить порог для применения повышенной ставки. До 1 января 2025 года он составляет 5 млн рублей, после планируется снизить его до 2,4 млн рублей. Обращаем внимание, что 15% будет взиматься лишь с суммы, которая больше 2,4 млн рублей. При этом доходы в виде процентов по депозитам в иностранных банках будут подпадать под общую шкалу 13–22%.
- Доходы в виде дивидендов. Здесь ситуация аналогичная. Сейчас с поступлений более 5 млн рублей взимается налог по ставке 15%, с 1 января 2025 года предлагается снизить порог до 2,4 млн рублей.
- Доход от продажи ценных бумаг. Действуют те же правила: к доходам от продажи акций не будет применяться прогрессивная ставка от 13% до 22%, но предельный порог для применения повышенной (15%) ставки налога предлагается уменьшить с 5 млн рублей до 2,4 млн рублей.
- Отмена льготы для тех, кто владеет акциями и долями участия в компаниях более пяти лет. Напомним, что сейчас инвесторы, которые купили и держат в своем портфеле акции или владеют долей в ООО дольше пяти лет, освобождаются от уплаты налога вне зависимости от суммы дохода и налогового статуса.
С 1 января 2025 года эта льгота в случае принятия предложенных поправок в Налоговый кодекс будет иметь ограниченный характер: ее смогут применять лишь налоговые резиденты, то есть те, кто находился на территории России более 183 дней в году. Механизм ее действия будет отличаться от существующего. В случае, если доход от продажи активов, которые были в собственности больше пяти лет, не превысил 50 млн рублей, доход не будет подлежать налогообложению. Если он больше этой суммы, налог по ставке 15% будет взиматься с суммы (за вычетом фактических расходов на приобретение), превышающей 50 млн рублей.
При этом для резидентов продолжит действовать другая льгота на долгосрочное владение. Она распространяется на инвесторов, которые владеют акциями и другими ценными бумагами более трех лет. Они могут уменьшать свою прибыль от продажи таких бумаг на 9 млн рублей за три года и платить налог с оставшейся суммы.
Отметим, что для тех, кто активно торгует на бирже, то есть не держит бумаги по пять лет и более, и при этом зарабатывает свыше 2,4 млн, налоговая нагрузка увеличивается некритично. Ведь дополнительные 2 процентных пункта налога будут взиматься только с суммы дохода, превышающего 2,4 млн рублей. Фактически, для физических лиц, которые получают доходы исключительно от инвестиций в ценные бумаги, сумма налоговых обязательств увеличивается всего лишь на 52 000 рублей в год, как результат снижения порога для применения ставки 15%, то есть 2% от разницы между 5 млн и 2,4 млн рублей.
А вот отмена пятилетней льготы может спровоцировать в 2024 году незапланированные сделки по выходу из активов, пока продавцы могут сэкономить на НДФЛ. Для покупателей это, в свою очередь, создает возможность поторговаться и купить актив чуть дешевле.
Для тех, кому выход в кеш в 2024 году представляется нецелесообразным, или для тех, кто пока вообще не планирует продавать активы, стоит задуматься над повышением налоговой эффективности своих инвестиций. Такие инвесторы могут воспользоваться не противоречащими налоговому законодательству способами, и уже примерно понятно, какими они могут быть.
Ценность упаковки
В новых условиях резко возрастает привлекательность продуктов, которые помогают по-иному структурировать инвестиционный портфель. Речь идет о таких решениях, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы), полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни и личные фонды. Чем они могут помочь в данной ситуации?
Инвесторы, которые ставят достаточно длительный горизонт инвестирования, могут переупаковать свои активы в полис инвестиционного или накопительного страхования жизни. По своей сути полис страхования жизни — это тот же инвестиционный портфель, который может быть сформирован под конкретные цели клиента и с учетом его пожеланий, но в виде страхового продукта. Инвестиционный доход на протяжении действия договора страхования до момента фактической выплаты не включается в налоговую базу, значит, не надо платить с него НДФЛ. А в момент окончания действия договора, который, как правило, заключается на срок от трех лет, и получения средств налоги уплачивают по ставке 13% или 15%, если клиент является российским резидентом.
Альтернативным вариантом может быть паевой инвестиционный фонд (ПИФ). По закону ПИФ не является плательщиком налога на прибыль. Управляющие компании могут несколько лет размещать средства инвесторов в ценных бумагах и других активах, менять состав и структуру портфеля. Стоимость паев инвесторов в это время может расти, но налоги с прироста пая уплачивать не надо. Обязательства перед бюджетом у инвестора возникают только в тот момент, когда ему распределяется полученная прибыль или когда он продает пай.
Отсюда следует логичный вывод: имеющиеся сейчас активы можно передать в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) и на какое-то время получить абсолютно легальный способ не платить с них налоги. Преимуществом ЗПИФа является то, что в него можно упаковать более широкий спектр активов, чем в страховой полис. Это могут быть не только ценные бумаги, но и, например, арендная недвижимость и иные доходные активы.
При каждом выходе из актива и реинвестировании не возникает обязанности платить налог на прибыль для ЗПИФа или НДФЛ для физического лица. При продаже паев придется, конечно, заплатить налог на доходы физических лиц по ставке 13% или 15%. Но это произойдет через какое-то время. Следует, однако, учитывать, что промежуточные распределения доходов из ЗПИФа не являются дивидендами, поэтому к ним будет применяться прогрессивная шкала 13–22%.
Планируя переупаковку портфеля в ЗПИФ, важно помнить, что согласно федеральному законодательству паевые фонды — это инструмент коллективного инвестирования. Поэтому в случае создания ЗПИФа для одного пайщика у государства всегда может возникнуть вопрос экономической цели фонда и обоснованности полученной налоговой выгоды.
Также важно учитывать, что платой за более благоприятное налогообложение доходов от переупакованных активов может быть НДФЛ, который возникнет непосредственно в момент такой трансформации. Его придется заплатить с дохода в размере разницы между стоимостью приобретения активов и их рыночной стоимостью на момент переупаковки.
Так, в случае со страховым полисом в практическом плане переупаковка будет заключаться в переводе существующего портфеля в кеш с последующим внесением денег в страховой полис. Как раз в момент такой конвертации портфеля в кеш и возникнет обязанность по уплате НДФЛ. Если страховая компания согласится принять в оплату полиса ценные бумаги, вероятнее всего, это будет квалифицировано как иное выбытие ценных бумаг. Соответственно, и в этом случае избежать уплаты НДФЛ вряд ли получится.
В случае со ЗПИФ налоговые последствия могут возникнуть, если в оплату пая будет передаваться имущество, расходы на приобретение которого были меньше, чем рыночная стоимость приобретаемого пая. Иными словами, если в ЗПИФ вносится имущество, рыночная стоимость которого выросла с момента приобретения до момента взноса в ЗПИФ, такой прирост будет признаваться материальной выгодой, с которой нужно будет уплатить НДФЛ по прогрессивной шкале 13–22%. Правда, этот налог будет учтен при продаже или погашении пая в будущем.
Как мы видим, оба инструмента — и полисы страхования жизни, и ЗПИФы — хоть и не снижают налоговую нагрузку, но позволяют отложить уплату налога до момента распределения дохода инвестору. Однако есть и способ минимизировать свои налоговые отчисления.
Стать нерезидентом
Для тех, кто не хочет выходить из длинных инвестиций в этом году, есть еще один абсолютно легальный способ уменьшения налоговой нагрузки.
Заранее спланировав получение большого дохода, можно переехать в другую страну и утратить статус налогового резидента России, а также соответствующие этому статусу обязательства по налогам. При этом не надо забывать, что доходы нерезидентов от российских источников также могут облагаться российским НДФЛ. Поэтому переезд надо грамотно спланировать. Поясним, как это сделать.
Во-первых, между Россией и страной, куда собирается отправиться человек, должно быть заключено благоприятное соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). При этом соглашение должно касаться именно физических лиц. Поэтому мы считаем, что популярные у многих Объединенные Арабские Эмираты в данном случае не очень хороший выбор. Между Россией и ОАЭ действительно заключено СИДН, но действие его не распространяется на физических лиц. Кроме этого, такое соглашение должно устанавливать благоприятное налогообложение, а в идеале освобождать от налогов доходы в стране, где они были получены, то есть в России.
Во-вторых, там, куда инвестор отправится за получением статуса налогового резидента, также должен быть благоприятный режим налогообложения доходов от иностранных, в данном случае российских, источников. Иначе говоря, ставка налога там должна быть ниже, чем в России. Какие это страны? Мы можем предложить рассмотреть Саудовскую Аравию, Казахстан и Киргизию. Объясним свой выбор.
В Саудовской Аравии можно получить статус налогового резидента, арендовав недвижимость на срок более одного года и прожив на территории страны более месяца. В Казахстане такой статус можно получить за три месяца при участии в инвестиционной программе и за 183 дня в общем порядке. Еще одной популярной, по нашим наблюдениям, страной для резидентства становится Киргизия. Правда, для получения статуса резидента там надо также прожить 183 дня, что для многих делает этот вариант менее комфортным. Во всех случаях придется отсутствовать на территории России более 183 дней в течение календарного года.
С перечисленными странами Россия заключила СИДН, которые содержат льготные условия налогообложения. Кроме того, налоговая нагрузка в них для резидентов ниже, чем в России. Так, в Саудовской Аравии НДФЛ равен нулю. В более близких к нам Казахстане и Киргизии единая ставка налога составляет 10%. При этом в Казахстане при участии в инвестиционной программе в отношении доходов от иностранных источников можно вместо налога 10% заплатить фиксированный налог около 5 млн рублей. В Киргизии же налоговые резиденты, которые не являются гражданами или не имеют ВНЖ страны, платят налог только с доходов от источников в Киргизии.
Порядок действий при получении доходов довольно простой. Необходимо получить сертификат налогового резидентства и предоставить его налоговому агенту, например, брокеру, если сделка по продаже активов проходит через биржу. Если лицо, которому инвестор продает, например, доли в ООО, не является налоговым агентом, как в случае продажи пакета физическому лицу, то сертификат налогового резидентства нужно будет представить по требованию налогового органа, а декларацию подавать не требуется.
Правда, в случае приобретения налогового резидентства, например после 30-дневного пребывания в Саудовской Аравии, актуальным остается вопрос, где физическое лицо проведет оставшуюся часть года, и не станет ли получатель дохода «случайно» налоговым резидентом где-нибудь еще, спровоцировав риск налогообложения дохода от российского источника в третьей стране.
В свете изменения ставки НДФЛ более привлекательным становится структурирование владения активами через личный фонд. Теперь это не только наиболее оптимальный вариант наследственного планирования, но и эффективный с точки зрения налогов инструмент владения активами. Напомним, что плательщиком налогов с доходов от активов личного фонда является сам фонд, а его бенефициары (при определенных условиях) не платят НДФЛ с выплат от личного фонда. При этом сами доходы личного фонда облагаются по плоской ставке налогообложения 15%.
Как видно, одновременно с ужесточением налогового законодательства находится и немало способов сохранения налоговой эффективности. Мы советуем перед их применением обязательно изучить всю нормативную базу и проконсультироваться с высококвалифицированными экспертами.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов