Состоятельным россиянам приготовиться: как на них отразятся налоговые изменения
Согласно предложениям Минфина, в отношении основных видов дохода (например, заработной платы) планируется введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, внутри которой ставки будут варьироваться от 13% до 22%.
По самой низкой ставке в 13% будут облагаться доходы до 2,4 млн рублей в год, по ставке 15% — суммы в диапазоне от 2,4 млн до 5 млн рублей, по ставке 18% — от 5 млн до 20 млн рублей, по ставке в 20% — от 20 млн до 50 млн рублей и по ставке 22% — от 50 млн рублей.
Прогрессивная шкала НДФЛ не российское изобретение, она применяется в США, большинстве европейских стран, во всех странах БРИКС. Как правило, используется четыре-семь вариантов ставок, или шагов, в рамках шкалы. Например, шкала из семи уровней применяется в Китае и ЮАР, из пяти — во Франции и Бразилии. В рамках стандартного подхода повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей предыдущий порог, так будет и в России. В СНГ практика прогрессивной шкалы распространена в меньшей степени. Например, в Белоруссии, Казахстане, Армении и Грузии применяется плоская шкала НДФЛ.
Что означает введение прогрессивной шкалы в целом для граждан России? Для большинства (по данным ФНС, 82,1% налогоплательщиков имеют доход меньше 1 млн рублей в год) и после введения изменений будет применяться ставка 13%, что ниже аналогичного показателя многих других стран. Например, эффективная ставка для медианной зарплаты в Бразилии составляет 16%, в Китае — 20%, во Франции — около 23% без учета социальных платежей.
Но для более состоятельных граждан, конечно, ставка будет существенно выше текущих 13–15%. Если говорить про максимальную ставку в 22%, то в этом смысле пока Россия не стала рекордсменом. Так, в Китае максимальная ставка НДФЛ достигает 45%, в Индии — 30%. В некоторых странах — соседях России ставка налога выше исторических российских 13–15%. Например, в Грузии и Армении — 20%. Но в Казахстане, к примеру, ставка ниже — всего 10%.
Остается только рассчитывать, что предлагаемое повышение НДФЛ в России — это не «проба пера», а надолго стабилизированная мера.
Разные доходы — разные шкалы НДФЛ
Налоговый законопроект вводит отдельные шкалы НДФЛ для некоторых видов дохода.
В частности, для дивидендов, процентов по вкладам, доходов от операций с ценными бумагами максимальная ставка налога будет достигать 15%, начиная с порога 2,4 млн рублей (на суммы менее — 13%). Для этого вида доходов государство предлагает только две ступени прогрессивного НДФЛ, вероятно, пытаясь создать стимулы для граждан к сбережениям и инвестированию.
Также вполне возможен и прагматичный аспект сохранения низкой ставки по таким типам доходов. Поскольку по большинству международных налоговых соглашений ставки налога у источника в отношении процентов и дивидендов не превышают 15%, рост ставок НДФЛ по этим видам доходов в России мог бы подталкивать бизнес к созданию дополнительных иностранных структур для оптимизации нагрузки, и российский бюджет не получил бы более 15%.
В практическом смысле надо отметить два момента. Первое — инвестировать с налоговой точки зрения остается по многим параметрам столь же выгодным, как и раньше, вне зависимости от сумм капитала. Второе — расчеты налогов становятся более трудоемкими.
Возьмем пример: зарплата 10 млн рублей, проценты по вкладам — 10 млн рублей. С заработной платы налог составит 1,61 млн рублей, то есть эффективная ставка будет 16,1%. С процентов налог считается по отдельной шкале, и по этому виду доходов эффективная ставка составит 14,6%. А если видов доходов еще больше — то и расчеты сложнее.
Ситуация у состоятельных налогоплательщиков
Для состоятельных налогоплательщиков предлагаемый законопроект содержит несколько неприятных новостей, в дополнение к росту ставки до 22%.
Во-первых, при пересечении границы дохода в 50 млн рублей утрачивается право на большинство льгот, освобождающих от налога операции с ценными бумагами. Наиболее значимая — освобождение от НДФЛ доходов при продаже долей и акций после пяти лет владения. При этом не предусматривается какой-либо «дедушкиной оговорки», гарантирующей сохранение прежних условий в отношении активов, уже находящихся в собственности налогоплательщиков к моменту вступления поправок в силу. То есть к ним, вероятно, придется применять уже новые правила.
Еще одной новостью станет дифференциация налоговой нагрузки при использовании фиксированного режима контролируемых иностранных компаний (КИК) в зависимости от их количества. Раньше владельцы нескольких КИК платили всего 5 млн рублей за все компании, что для многих состоятельных резидентов было выгодно и удобно. Теперь по новым правилам за каждую придется заплатить по 5 млн рублей.
«Вишенкой на торте» для состоятельных налогоплательщиков, которые для части доходов применяют упрощенную систему налогообложения, будет начисление по ним НДС по ставкам 5% и 7%.
Что делать, куда бежать?
На данном этапе уже можно говорить, что в условиях измененных правил многие состоятельные российские налогоплательщики будут платить больше налогов. При этом для некоторых их них разумно будет пересмотреть свои структуры владения активами. Это не всегда позволит сохранить исторически невысокую нагрузку, но по крайней мере поможет не платить налоги с «бумажной» прибыли. Итак, каковы эти направления?
Первое — с учетом изменения режима КИК целесообразно провести инвентаризацию зарубежных структур и рассчитать новую нагрузку. На практике многие состоятельные граждане использовали режим «5 млн на все КИК», имея очень обширные зарубежные структуры — для владения недвижимостью, транспортом, инвестиций.
В новых условиях одним из вариантов будет возврат на старый режим, при котором налоговая база рассчитывалась по каждому КИК согласно установленным правилам, что позволит не платить по 5 млн рублей с каждой КИК, в том числе убыточных и (или) даже ожидающих ликвидации. По таким КИК налогов не возникнет, но отчетности будет больше.
Также можно будет подумать о распределении активов внутри семьи, при котором каждый член семьи будет определять, какой режим КИК наиболее целесообразен. Наконец, повышение налогов станет поводом упростить зарубежные структуры, сократить количество зарубежных компаний.
Второе — с учетом отмены ряда льгот могут получить большую востребованность такие инструменты, как инвестирование через иностранные компании либо ЗПИФ. Безусловно, обращение к этим инструментам должно быть очень взвешенным. Например, содержание ЗПИФ — дорогое мероприятие, а сам ЗПИФ не дает тотального освобождения от налога, только отсрочку, налоги при распределении дохода из ЗПИФ нужно будет платить в общем порядке.
Да и сама деятельность ЗПИФ сопряжена с рядом регуляторных ограничений, например в части деятельности управляющей компании, состава активов, отчетности, о них важно осведомиться заранее.
Третье — в настоящее время многие состоятельные россияне могут принять решение об утрате российского налогового резидентства, особенно с учетом мобильности многих предпринимателей. Мысль не новая, но тут надо помнить, что налоги требует уплачивать не только Россия, но и другие страны возможного пребывания россиян. При этом исторически безналоговые страны постепенно становятся менее привлекательными, как, например, ОАЭ.
Более того, в отношении доходов от российских источников зачастую налоги будут удерживаться в России в любом случае при их перечислении за рубеж.
Отдельной темой является определение налоговых обязательств собственников бизнесов в России, которые получают различные виды вознаграждений от своих компаний — зарплаты и бонусы, дивиденды, проценты. Изменение ставок налога для многих собственников может стать поводом для того, чтобы переосмыслить такие структуры. Но тут важно помнить — любой пересмотр структур должен обязательно опираться на деловые цели, иначе есть вероятность получить налоговые претензии.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора