Террористы бывшими бывают: как Россия меняла свое отношение к талибам
МИД и Минюст России предложили исключить движение «Талибан» (признано в России террористическим и запрещено) из списка запрещенных организаций. Это может стать первым шагом к признанию правительства талибов в Афганистане. Представителей движения даже пригласили для участия в Петербургском международном экономическом форуме 5–8 июня. Означает ли это, что у России больше не будет проблем в отношениях с талибами?
Нет, это не совсем так.
У руководства России в Афганистане есть три взаимосвязанных цели:
- добиться максимально возможного вытеснения коллективного Запада из Евразии;
- обеспечить защиту России и связанных с ней стран Центральной Азии от угроз cо стороны Афганистана;
- создать коалицию азиатских держав, заинтересованных в решении афганской проблемы.
С точки зрения первой цели действия «Талибана» очень даже соответствуют интересам Москвы. Для достижения второй цели движение все еще представляет определенную угрозу. А в контексте третьей — большую проблему, так как согласовать интересы государств региона очень сложно, прежде всего из-за положения различных национальных групп Афганистана после прихода к власти талибов.
Угроза на границе
История о том, почему Россия пошла в начале 2000-х на сотрудничество с США в рамках международной антитеррористической коалиции против «Талибана» и «Аль-Каиды» (движение признано в России террористическим и запрещено), хорошо известна. Не в последнюю очередь в решении Кремля свою роль сыграли связи этих структур с чеченскими сепаратистами и исламистскими движениями в ряде других регионов России, а также активность близких к «Талибану» и «Аль-Каиде» центральноазиатских террористических групп, в частности Исламского движения Узбекистана (признано террористическим и запрещено в России). По мере нарастания конфронтации между Россией и Западом, особенно после начала вооруженного конфликта на Украине в 2014 году, это сотрудничество постепенно сошло на нет.
Однако многочисленные угрозы для России на южном направлении, связанные с «Талибаном», никуда не исчезли. Основная часть практической активности ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, состоящая из шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. — Forbes), в частности, ежегодные учения «Рубеж», были связаны с обеспечением безопасности таджико-афганской границы. Эта политика сформировалась в 2003–2016 годах в период нахождения на посту Генсека ОДКБ Николая Бордюжи, который в 1990-е командовал пограничными войсками России и занимался в том числе проблемой Афганистана.
Для поддержания стабильности в Таджикистане и на таджико-афганской границе России приходилось содержать 201 общевойсковую базу в стране и военно-воздушную базу Кант в Киргизии.
Инклюзивный Афганистан
Еще одна проблема, мешающая России просто так помириться с талибами, — положение национальных меньшинств Афганистана. «Талибан», как преимущественно пуштунское движение, уже в 1990-х воевал с народами, населяющими север страны, прежде всего с таджиками и узбеками. После свержения первого правительства талибов в 2001 году связи России с северянами постепенно ослабели, а их лидеры стали восприниматься в Москве как союзники США. Но опосредованный интерес России к народам севера Афганистана сохраняется. На языке российской дипломатии эта проблема сейчас называется «формирование инклюзивного правительства».
После прихода к власти талибов летом 2021 года министр обороны Сергей Шойгу заявлял о готовности России оказать военную помощь Таджикистану в случае возникновения угроз со стороны Афганистана. Российские силовики до сих пор опасаются того, что в потенциальных атаках на постсоветские страны могут быть задействованы связанные с талибами джихадистские группы.
С другой стороны, сразу же после прихода к власти талибов российская дипломатия начала попытки сближения с ними. В ноябре 2018 года талибов впервые пригласили на «Московский формат» консультаций по Афганистану. В октябре 2021 года прошла уже третья конференция в «Московском формате», на которой присутствовала довольно большая — около 10 человек — делегация движения.
Шли также активные международные консультации незападных стран — соседей Афганистана. 31 марта 2022 года представители России, Китая, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана встретились в китайском городе Туньси. Там министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил о том, что Москва официально аккредитовала посланника талибов, хотя и подчеркнул, что это не означает официального признания.
При этом еще в 2003 году движение «Талибан» решением Верховного суда России было признано террористическим. Поворот в этом вопросе наметился в июне 2022 года, когда российский МИД опубликовал сообщение для СМИ, в котором отмечается, «что Движение талибов как организация не считается террористической в Организации Объединенных Наций. Санкции Совета Безопасности действуют только в отношении отдельных талибских функционеров».
Коллективное давление
Однако быстрого сближения не получилось. 5 сентября 2022 года недалеко от входа в консульский отдел посольства России в Афганистане произошел теракт. В результате атаки погибли два сотрудника дипмиссии. Это поставило вопрос о том, насколько «Талибан» контролирует ситуацию в стране.
В апреле 2022 года в Москве прошли консультации на уровне замминистров иностранных дел государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участники подчеркнули согласованную позицию ШОС о необходимости «скорейшего формирования инклюзивного правительства с участием представителей всех этнополитических и религиозных групп афганского общества». По сути, это означало, что талибы не выполняют свои обещания и азиатские страны пытаются организовать на них коллективное давление.
В ноябре 2022-го на четвертое заседание «Московского формата» консультаций по Афганистану талибов даже не пригласили — из-за разногласий по вопросу о формировании правительства с участием национальных меньшинств.
В отсутствие окончательных политических договоренностей основным направлением переговоров стала торговля. В конце сентября 2022-го Россия предварительно договорилась с «Талибаном» о поставках в Афганистан топлива, зерна и ряда других товаров. В сентябре 2023-го делегация талибов приняла участие во встрече по Афганистану в Казани, но и там в основном говорили об экономических вопросах.
Что изменилось сейчас? Почему российские власти, судя по всему, приняли политическое решение о признании «Талибана»? Возможно, сыграла свою роль трагедия в Crocus City Hall — она могла быть воспринята российским руководством как аргумент в пользу расширения сотрудничества с талибами, которые противостоят в Афганистане взявшей ответственность за теракт группировке «Вилаят Хорасан» (признана террористической и запрещена в России).
Однако вопрос в том, смогут ли нынешние власти Афганистана контролировать ситуацию в стране так, чтобы не создавать угрозы соседям, и при этом соблюдать права национальных меньшинств. Скорее всего, Москве придется и дальше маневрировать между сближением с «Талибаном» и попыткой каким-то образом организовать на него давление.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора