Тузы для Белого дома: как изменился состав российского правительства
Столь бережный подход к руководящим кадрам при нынешнем президенте наблюдался только в 2004 году, но тогда кабинет Михаила Фрадкова был де-факто и де-юре сформирован накануне выборов и после инаугурации Владимира Путина переназначение кабинета являлось, по сути, техническим моментом. И в 2008-м, и в 2012-м, а затем в 2018-м и в 2020 году определение состава правительства плотно увязывалось с политическими обстоятельствами и, вследствие этого, перемены происходили довольно значительные. В 2008 году ставший премьером Владимир Путин собирал команду для Белого дома и тем, кто работал в нем раньше, пришлось потесниться. В 2012-м, возвращаясь в Кремль, он забрал за собой большую часть своих министров, Дмитрию Медведеву надо было подбирать новый состав. В 2018 году премьер-министр остался прежний, однако из Белого дома ушли сразу несколько ключевых вице-премьеров. Ну и самая большая перестройка случилась в 2020 году, когда премьером стал Михаил Мишустин.
Стратег не нужен
На этот раз и премьер остался прежним, и команда, в целом, сохранилась. С некоторыми, впрочем, довольно существенными уточнениями.
Чуть ли не впервые за всю постсоветскую историю, в правительстве нет чистого макроэкономического вице-премьера со стратегическими предположениями относительно будущего российской экономики. Александр Новак, которому отныне доверен этот участок работы, никогда раньше на роль стратега не претендовал. Возможно, его просто раньше по этим вопросам не спрашивали. Отметим, что первый вице по макроэкономике традиционно был вторым не только по должности, но и по аппаратному влиянию, и, волей-неволей (обычно волей), конкурировал с главой кабинета. Сейчас кандидата в соперники нет. Может быть со временем устройство правительства придет в привычное состояние. Пока же есть ощущение, что Мишустин считает, что и сам справится с ролью главного стратега.
Снова решительно разделены должности вице-премьеров и министров. Одни трудятся на конкретных участках, другие курируют и координируют большие направления. В ряде случаев «чистым» вице-премьерам пришлось доверить свои ведомства «новичкам» и нельзя исключать легкой аппаратной ревности к преемникам, пытающимся переделывать некогда любовно созданный проект.
Но все равно потрясений, в отличии от прошлых времен, считай что и нет. Слегка нарушить сценарий может Госдума, если Вячеслав Володин и его коллеги решат воспользоваться новыми полномочиями и попробуют не утвердить какого-то министра из старого состава. Пожертвовать не ключевой фигурой Кремль и Белый дом могут себе позволить.
Консервативный сценарий формирования правительства сдобрен не новыми, но набирающими силу трендами, первый из которых, безусловно, карьерный рост детей и родственников фигур из президентского окружения. Дмитрий Патрушев стал вице-премьером. Викторию Абрамченко, считавшуюся довольно близкой к Мишустину, пришлось перевести на новую, еще не названную работу, возможно руководить каким-то регионом. На Счетную палату номинирован Борис Ковальчук. Перефразируя фразу из песни Юрия Шевчука — сыновья тузов и молодцы и сами уже тузы. И список «тузов-сыновей» на этом не исчерпан. Федеральной бюрократии придется немного потесниться. И не в одном месте.
Региональный призыв
Никогда еще не производили в министры сразу четверых губернаторов. Дорога из региона в правительство в принципе давным давно протоптана, но обычно перевод бывал точечным, и, как правило, имел скорее политическое значение. В 2024-м глав регионов бросают на конкретные участки. Два бывших губернатора — Роман Старовойт из Курской области и Антон Алиханов из Калининградской — имеют опыт работы в правительстве, у двух других — главы Кемеровской области Сергея Цивилева и хабаровского губернатора Михаила Дягтерева — его нет. Но у каждого из них за время работы на местах появилась привычка к самостоятельному принятию решений — там без этого никак, относительной свободе в использовании ресурсов и публичности. Все то, что хорошо для работы в регионе, на должности министра может оказаться обременением. Обычно бывшим региональным руководителям удавалось приспособиться к федеральным правилам игры, возможно и массовый призыв окажется удачным. Не очень хороший сигнал федеральной бюрократии, поскольку чем успешней происходит переток региональной номенклатуры в центр, тем больше конкуренция. Но зато это станет козырем в руках первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, который курирует работу «школы губернаторов». И, соответственно, сможет с большей уверенностью рекомендовать своих выпускников на другие федеральные должности.
А такая необходимость может появиться быстрей, чем это кажется сегодня.
Практика показывает, что как бы усердно и тщательно не формировали правительство, перемены в нем неизбежны и наступают они раньше намеченных планов.
Первые, бывало что и довольно значительные перемены, случались уже осенью, через несколько месяцев после инаугурации и формирования нового кабинета. То новый министр, оказывается, не слишком хорошо понимал, куда он пришел и почему ему надо как можно быстрей найти себе новую работу. То, вроде бы как хорошо зарекомендовавший себя в Белом доме работник, выдергивается на другое направление и ему надо искать замену. То меняется вся политическая конъюнктура и премьер может остаться старый, а вот правительство потребуется поновей с учетом не только внешних, но и внутренних обстоятельств.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора