К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Серверный ветер: как производительные вычислительные решения меняют лицо рынка

Фото Максима Стулова / Ведомости /ТАСС
Фото Максима Стулова / Ведомости /ТАСС
Российские серверы уже конкурируют с зарубежными решениями в массовом сегменте, но в корпоративном секторе иностранные вендоры пока еще имеют сильные позиции. Директор департамента индустриальных программно-аппаратных комплексов компании Fplus Илья Левчук рассуждает о том, как устроен рынок высокопроизводительных вычислительных решений и что его ждет в обозримом будущем

Затишье перед прорывом

Серверы уровня предприятия (Enterprise) — это высшая лига в мире вычислительного оборудования, производительные машины с высоким уровнем отказоустойчивости и масштабируемости. Для вендоров выпуск такой техники служит показателем зрелости бизнеса и отлаженности технических процессов. Целевой рынок устройств — объекты критической информационной инфраструктуры, компании из сфер финтеха, телекома, транспорта и логистики, промышленные и нефтегазовые корпорации. Вычислительные мощности, способные обрабатывать огромные массивы данных, требуются для разных задач. К примеру, банкам или операторам связи они нужны, чтобы создавать инфраструктуру на сотни тысяч и даже миллионы пользователей.

На сегодняшний день серверы уровня Enterprise занимают около 20% рынка в количественном выражении. Самый востребованный продукт сегмента — четырехсокетные серверы — занимает около 6% (сокетом называют разъем для установки процессора, бóльшее число сокетов обеспечивает более высокую производительность оборудования, поэтому четырехсокетные серверы используются для обработки больших объемов информации). В год продается 6000–8000 таких устройств при общей емкости рынка серверов 100 000–130 000 единиц. При этом спрос на них остается стабильным.

Рынок Enterprise остается крайне привлекательным для производителей, потому что это и референсные заказчики, с которыми у компаний уже есть опыт работы, и большая выручка при меньшем количестве транзакций. Существенную часть оборота могут сформировать несколько крупных проектов, а спрос на высокопроизводительные машины обеспечен еще на несколько десятилетий как минимум. Следовательно, по сравнению с массовым продуктом серверы уровня предприятий оказываются более удобным товаром с точки зрения сбыта. А учитывая ограниченный круг потенциальных клиентов, покрывать этим продуктом весь рынок и устраивать «ковровые бомбардировки» бессмысленно, здесь применяется точечный подход. 

 

Сомневаюсь, что сегмент Enterprise сильно вырастет в ближайшем будущем. Скорее, произойдет другое — в нем неизбежно увеличится доля отечественного оборудования, которое заместит почти все, что сейчас поставляется по схеме параллельного импорта. А пока именно параллельный импорт закрывает все необходимые заказчикам объемы, потому что российские реестровые серверы класса Enterprise производят в единичных экземплярах. Со временем эта ситуация должна измениться, вопрос лишь в том — когда. Думаю, в этом году стоит ждать анонсов российских четырехсокетных серверов, то есть можно прогнозировать перестройку сегмента в перспективе трех-пяти лет.

Бег с барьерами

Тем не менее есть ряд сложностей, с которыми так или иначе придется столкнуться всем отечественным производителям.

 
  • Финансовые и технологические. Серверы уровня Enterprise — капиталоемкий продукт. Для производства такой техники нужны крупные инвестиции в закупку компонентов и разработку. Почти наверняка потребуется новая технологическая база. Производственные мощности в России по большей части ориентированы на мейнстрим, который занимает 80% рынка. Под нишевый продукт придется закупать специализированное оборудование с нуля или модернизировать существующие линии.
  • Внешние. Нужно учитывать возможности поставщиков компонентной базы. В своей массе они ориентированы на азиатский рынок, где есть свои особенности. К примеру, там почти не используют SAS-диски (Serial Attached SCSI — применяется для высокоскоростных операций с множественными циклами перезаписи информации), а предпочитают SATA (последовательный интерфейс обмена данными с накопителями информации). Накопители нужны для чтения и записи данных; у SAS более высокая пропускная способность, скорость передачи и сохранность данных. Такие предпочтения связаны с тем, что это дешевле, а вопрос надежности несопоставим с разницей в стоимости. Поскольку большинство производителей работают на рынке двухсокетных серверов, найти поставщика компонентной базы для четырехсокетных — нетривиальная задача.
  • Рыночные. Период окупаемости серверов уровня предприятия может быть длиннее, чем у стандартных машин. Их покупают под строго определенные задачи, для обычной работы они стоят неоправданно дорого из-за своего узкоспециализированного характера и крупных инвестиций на старте.

Что дальше

Четырехсокетные серверы на длительное время могут стать в определенном смысле нашим технологическим потолком. Думаю, на данном этапе российские производители вообще не пойдут в сторону мейнфреймов (больших и сверхмощных серверов), систем с восемью сокетами и выше. Эти устройства занимают довольно незначительную долю — меньше 2% рынка, но при этом их разработка требует совершенно умопомрачительных инвестиций, в несколько раз превышающих разработку тех же четырехсокетных серверов.

Под большим вопросом и ленточные библиотеки, предназначенные для долговременного хранения данных (20–30 лет). Этим продуктам давно пророчат смерть, но, несмотря на кажущуюся архаичность, они все еще востребованы в ряде отраслей. Например, в той же банковской сфере для организации архивного хранения. На мировом рынке этого оборудования сложилась дуополия: есть две западные компании, HP и Dell, которые не настроены на сотрудничество с Россией. Так что получить технологию «ленточек» будет сложно.

Конкурировать на этом ограниченном рынке сложно, поэтому играть в эту игру может небольшой круг российских вендоров. Большая часть производителей будет инвестировать в создание программно-аппаратных комплексов, некоторого подобия «коробочных», то есть интегрированных, решений на базе уже апробированных стандартных платформ и специализированного индустриального софта. Примером тому становится сфера информационной безопасности, где определяющим фактором для заказчиков является именно ПО, которое обычно использует меньше половины мощностей, а невыполнимых требований к производительности и ядрам серверного железа там нет. Однако, добавляя в линейку четырехсокетные серверы, производитель может сразу рассчитывать на заметную долю рынка Enterprise и претендовать на то, что именно он задаст отраслевой стандарт.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+