Трамп и его спикер: почему конгрессмены все же проголосовали за помощь Украине
Законопроект о помощи Украине, а также традиционным союзникам США — Израилю и Тайваню, должен был быть принят в общем пакете военных расходов еще в октябре 2023 года. Однако республиканцы в палате представителей начали высказывать недовольство тем, что Украина безвозмездно пользуется средствами американского бюджета и потребовали разобраться с тем, насколько эффективна оказываемая Киеву помощь. Конгрессмен из Луизианы Майк Джонсон тогда голосовал вместе с ультраконсервативными республиканцами, в соответствии с изоляционистской идеологией, и требовал прекратить финансирование Украины за счет американских налогоплательщиков.
От упорства к компромиссу
Накануне нового финансового года обсуждение любых спорных вопросов становится поводом для политических интриг. Имея достаточную поддержку среди конгрессменов, можно блокировать принятие бюджета и спровоцировать шатдаун — когда значительная часть государственных расходов прекращается до тех пор, пока в конгрессе не придут к консенсусу.
Шатдауна в 2023 году удалось избежать, но жертвой противостояния стал спикер палаты Кевин Маккарти, лишившийся своей должности. Учитывая минимальный разрыв между демократами и республиканцами в палате представителей, выбор нового спикера затянулся. Беспрецедентная отставка спикера свидетельствовала о наличии непримиримых противоречий внутри Республиканской партии. С одной стороны — умеренные республиканцы, которые выступали за увеличение военной мощи США, поддержку Украины, Израиля, Тайваня. С другой — ультраконсервативная группа, находящаяся под влиянием намеренного вернуться в Белый дом Дональда Трампа и, также как и он, яростно критикующая администрацию президента Джо Байдена. Ультраконсерваторы считали, что именно Байден допустил катастрофу с нелегальной миграцией через мексиканскую границу, а безвозмездная поддержка Украины в таких масштабах просто недопустима. Подобных взглядов придерживался и Джонсон, ставший впоследствии новым спикером.
Влияние Трампа казалось уникальным. Не будучи президентом, он фактически применял президентское вето в отношении некоторых законопроектов.
Демократы пытались найти компромисс — было принято решение об усилении мер безопасности на южной границе. Уже в 2024 году сенат одобрил свой план безвозмездной помощи Украине, однако Майк Джонсон заявил, что не вынесет его на голосование в палате представителей.
Несколько месяцев спикер пытался маневрировать между демократами, умеренными республиканцами и трампистами. Было очевидно, что у первых двух групп существует консенсус в вопросе о помощи Украине и практически любой законопроект будет принят — надо только вынести его на голосование. При этом спецслужбы и Пентагон сообщали, что без американской поддержки Украина понесет неприемлемые потери, а с учетом масштабов помощи уже полученной Киевом, а также целей заявленных Вашингтоном на украинском направлении дальнейшая отсрочка решения выглядела политически невозможной. Таким образом, Джонсон был вынужден изменить свою позицию и вынести законопроект на голосование. Демократы, со своей стороны, пошли на уступки и согласились голосовать за помощь Украине, Израилю и Тайваню отдельно, а не единым законопроектом. А республиканцы настояли на том, что поддерживать Киев можно не бесплатно, — из общего пакета помощи Украине в $60,8 млрд около $10 млрд будет предоставлено в кредит.
Трамп берет паузу
В итоге законопроект был принят голосами демократов и половины республиканцев. Незадолго до голосования 20 апреля президент Байден заявил, что подпишет документ в нынешней редакции. В поддержке сената, где большинство у демократов, сомнений нет, так что после визы президента регулярные поставки американских вооружений и боеприпасов, прерванные в декабре 2023 года, могут возобновиться в течение буквально нескольких дней.
Как отреагируют на поражение консервативные республиканцы? Не исключено, что они попытаются поставить вопрос о лишении Майка Джонсона полномочий спикера. Но шансов на третью за два года смену власти в палате представителей немного. Результаты голосования по законопроекту о поддержке Украины фактически стали и вотумом доверия способному пойти на компромисс спикеру.
Что касается Дональда Трампа, то, на первый взгляд, по его репутации нанесен удар, причем как раз тогда, когда в Нью-Йоркском суде началось рассмотрение уголовного дела против бывшего президента по обвинению его в подлоге документов. Однако экс-президент в последние дни перед голосованием смягчил свое негативное отношение к помощи Украине, да и критиковать Джонсона за его политический маневр не стал. В итоге ультраконсервативные республиканцы в палате представителей оказались большими трампистами, чем сам Трамп. С другой стороны, идея Трампа переложить финансовое бремя помощи Украине на плечи украинских же налогоплательщиков хотя бы частично сработала, а дальнейшее упорство могло бы помешать борьбе за голоса умеренной части республиканцев.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора