«Мир» не для всех: как антироссийские санкции влияют на финансовую интеграцию в ЕАЭС
После февраля 2022 года антироссийские финансовые санкции успели серьезно «встряхнуть» евразийскую интеграцию. Их введение резко увеличивает юридические и репутационные риски, которые могут отпугнуть от взаимодействия с Москвой финансовые и торговые компании, активно сотрудничающие с западными юрисдикциями.
Вторичный удар
Пожалуй, самый важный сюжет здесь — влияние санкций на развитие общего платежного пространства. Еще в 2022 году американское Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) заявило о возможности введения санкций в отношении организаций, которые поддерживают российскую платежную систему «Мир». Сигнал был услышан — зарубежные кредитные организации начали отказываться работать с картами «Мир». Так, в Казахстане из-за боязни попасть под вторичные санкции большинство крупных банков перестали обслуживать карты российской платежной системы для проведения трансграничных денежных переводов — речь идет о Bereke Bank, Halyk Bank, ForteBank и многих других. В Армении трудности с обслуживанием карт «Мир» периодически проявлялись в 2022-2023 годах, однако с 30 марта 2024 года армянские банки полностью прекратили работу с российской платежной системой. В начале апреля аналогичное решение было принято в Киргизии на уровне властей страны.
Помимо этого, после февраля 2022 года неоднократно возникали сбои с денежными переводами с карт российских подсанкционных банков в государства — члены ЕАЭС через сервис «Золотая корона»: финансовые организации принимающих стран не были готовы нарушать режим санкций.
Важно понимать, что отказ или частичное приостановление работы с системой «Мир» является ощутимым, но лишь одним из пазлов общей финансовой мозаики ЕАЭС. Тем не менее подобные перестраховочные меры со стороны партнеров России стали наглядным примером эффективности политики Вашингтона по введению вторичных санкций. Страны ЕАЭС прекрасно осознают, что правила санкционной игры даже по сравнению с периодом пятилетней давности поменялись, ставки резко повысились и вместе с тем выросла уязвимость самих государств-членов. С учетом растущих рисков они не готовы подставляться под санкционный удар, что негативно отражается на интеграции национальных платежных систем ЕАЭС при расчетах в «недружественных» валютах.
Немалую роль сыграл тот факт, что многие банки в государствах ЕАЭС не имеют собственных валютных корреспондентских счетов, и поэтому до февраля 2022-го они активно использовали российские банковские институты в качестве посредников для расчетов с зарубежными контрагентами — такая практика называется Nesting payment, или «гнездование». В итоге после введения жестких финансовых санкций партнеры России по союзу столкнулись со сложностями в проведении трансграничных операций.
Особенно остро проблема финансового «гнездования» проявилась в Армении и Киргизии, где национальный банковский сектор практически лишен собственных валютных корреспондентских счетов за исключением отдельных крупных банков, таких как Юнибанк в Армении или РСК Банк в Киргизии.
Наконец, финансовые ограничения рикошетом ударили и по планам ЕАЭС по формированию общего фондового рынка. Биржи и финансовые организации, тесно связанные с американскими банками, вынуждены были свернуть взаимодействие с подсанкционными организациями. В частности, казахстанская биржа ITS отказалась от работы с российскими брокерами и потребовала от СПБ биржи выйти из ее капитала — доля СПБ биржи в ITS составляла 10%. Возможное распространение санкций на Мосбиржу (ММВБ) и Национальный клиринговый центр, выполняющий функции клиринговой организации Московской биржи, создаст дополнительные ограничения для формирования общего биржевого рынка ЕАЭС.
Санкции как катализатор сотрудничества
Однако наряду с объективными вызовами и угрозами антироссийские санкции создали дополнительные стимулы для развития финансовой интеграции ЕАЭС в отдельных сферах.
Во-первых, с начала санкционной войны против России и Белоруссии страны — члены ЕАЭС существенно продвинулись в области дедолларизации. Так, доля расчетов в национальных валютах стран объединения выросла с 74% в 2021 году до 90% в 2023-м. Партнеры по союзу помогли российским компаниям и гражданам адаптироваться к изменившимся условиям, предоставляя свои финансовые и сопутствующие услуги.
Во-вторых, антироссийские санкции послужили импульсом для развития страхового рынка в рамках ЕАЭС. Возникшая еще до 2022 года, но вяло развивавшаяся инициатива по созданию Евразийской перестраховочной компании (ЕПК) вновь получила развитие в 2023 году. Причиной послужил отказ большинства партнеров от страхования российских и белорусских грузоперевозок и экспортных кредитов. Появление ЕПК может привести к снижению рисков на уже существующем страховом рынке и расширению возможностей кредитования экспортных компаний «евразийской пятерки».
В-третьих, расширилось использование российского аналога SWIFT — Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России, которая была запущена еще в 2014 году. ЦБ не публикует подробную страновую разбивку по нерезидентам и количеству присоединившихся банков, но из открытых источников известно, что на начало 2024 года к СПФС подключились более 550 пользователей, из них 159 нерезидентов из 20 стран. Для сравнения: на конец 2022-го в систему было интегрировано 462 участника, из них 106 нерезидентов из более 10 стран. На основе этих данных можно предположить, что часть из новых нерезидентов пришлась на партнеров России по ЕАЭС. Вероятно, этот процесс продолжится и в будущем. В отличие от платежной системы «Мир» присоединение национальных банков стран — членов союза к СПФС меньше подвержено санкционным рискам.
В итоге санкции неоднозначно повлияли на финансовую интеграцию в ЕАЭС. С одной стороны, под угрозу попали межбанковские расчеты, платежи по банковским картам, торги на фондовых и валютных биржах. С другой — Россия и ее соседи стали активнее сотрудничать с целью обхода ограничительных мер, что стало одной из причин роста объемов торговли в национальных валютах.
Сейчас для адекватного взаимодействия в финансовой сфере критически важным становится обеспечение комплаенса и формирование дополнительной устойчивой к санкциям инфраструктуры транзакций на уровне всего ЕАЭС. От способности наладить эти механизмы и будут зависеть дальнейшие успехи или провалы финансовой интеграции в рамках союза.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора