Почему финансовые достижения банковского сектора 2023 года не повторятся в 2024-м
На фоне кризисных событий, которые оказали давление на всю российскую экономику, в 2022 году совокупный финансовый результат банковского сектора составил скромные 200 млрд рублей. Однако в 2023-м банки продемонстрировали значительное восстановление доходности. В результате чистая прибыль сектора достигла 3,3 трлн рублей — абсолютного рекорда за всю историю наблюдений.
Слагаемые рекорда
Из чего сложился этот рекорд? Основной вклад внес рост чистых процентных и комиссионных доходов: деловая активность клиентов оживала, ставки в первом полугодии были довольно низкими, реализовался отложенный спрос на кредиты. Поддержку кредитованию оказали и различные государственные программы, в том числе субсидируемая ипотека и льготные кредиты для малого и среднего бизнеса. Сыграло свою роль и резкое — с 2,5 трлн до 1 трлн рублей — снижение расходов на резервирование по текущим и потенциально проблемным активам. Наконец, лепту в максимальный результат внесла положительная переоценка валютных позиций на фоне ослабления курса рубля — около 0,5 трлн против потерь примерно на 400 млрд рублей в 2022 году.
Лучше всех чувствовали себя флагманы рынка — чистая прибыль 10 крупнейших банков составила 2,4 трлн рублей, примерно 73% от общего результата сектора. Причем годом ранее топ-10 банков получили совокупный убыток на 200 млрд рублей, приняв на себя основной удар кризиса. Несмотря на санкционное давление, крупнейшие банки смогли удержать основную часть старых клиентов и заполучить новых как среди юрлиц, так и в розничном сегменте, что способствовало быстрому росту их доходов. Не в последнюю очередь это произошло за счет высокого уровня диджитализации услуг, которые банки-лидеры предлагают клиентам.
Вызовы — 2024
Однако в этом году новых рекордов по финансовому результату от сектора ждать не стоит: в базовом прогнозе «Эксперта РА» чистая прибыль банковского сектора снизится до 2,8 трлн рублей, на 13% ниже прошлогодней. На фоне ставки 16% экономическая активность банковских клиентов будет замедляться, в итоге упадут и процентные, и комиссионные доходы банков. Хотя во втором полугодии можно ждать оживления кредитных выдач по мере смягчения политики Банка России, темпов 2023 года кредитование не достигнет.
На самый маржинальный сегмент банковской розницы — необеспеченное потребкредитование, кроме высоких ставок, будут давить регуляторные меры. В 2023 году Банк России ввел в действие макропруденциальные лимиты в отношении беззалоговых розничных кредитов и надбавки к коэффициентам риска для некоторых видов потребкредитования. Не приходится ждать смягчения регулирования и в этом году. Ограничения будут постепенно распространяться на рынок ипотеки — один из драйверов роста банковской розницы в последние годы. Пересмотр условий по государственной льготной ипотеке приведет к снижению выдач этих кредитов на 10–20%.
Несколько лучше будут идти дела в корпоративном сегменте. У бизнеса популярны кредиты по плавающим ставкам, что позитивно отразится на стоимости долга, когда ставка будет снижаться. Кроме того, поддержит выдачи государственное стимулирование стратегических отраслей, импорта и экспорта, проектов по развитию инфраструктуры и импортозамещению.
Дополнительный негатив для финансовых результатов банков создаст постепенный рост стоимости риска. Эффект масштабного досоздания резервов уже исчерпан, а повышенная долговая нагрузка как у компаний, так и у граждан приведет к постепенному вызреванию проблемной задолженности. Нельзя исключать и новых санкций на некоторые отрасли российской экономики, из-за которых у части заемщиков могут возникнуть временные трудности в обслуживании долга. Наконец, положительное влияние валютной переоценки будет куда меньше, чем в прошлом году.
Лидеры укрепятся, слабые — уйдут
И без того большая доля топ-10 банков в прибыли банковского сектора в 2024 году может еще вырасти, до 75%. Банки-лидеры будут использовать свои явные преимущества в виде более низкой стоимости привлечения и технологического превосходства над конкурентами. В то же время главный драйвер роста доходности средних банков — проведение международных трансакций — окажется под давлением из-за новых санкций. Впрочем, тем из них, кто успел привлечь клиентов удобством сервиса, удастся часть клиентской базы удержать хотя бы в качестве второго или третьего обслуживающего банка. В любом случае, по оценкам «Эксперта РА», по сравнению с результатами лидеров потери средних банков в следующем году могут быть более чувствительными. Если прибыль топ-10 банков может сократиться примерно на 13%, то прибыль средних — почти на 30%.
Сложнее всего придется небольшим банкам за пределами первой сотни. Пока ключевая ставка высока, они по-прежнему смогут зарабатывать на размещении денег в ликвидные инструменты, но по мере ее снижения такие банки снова столкнутся с падением доходов: ни значительной клиентской базы, ни устойчивых конкурентных позиций на рынке для развития бизнеса у них нет. Слабые банки без собственной бизнес-ниши будут постепенно покидать рынок: частично — в рамках сделок M&A, частично — за счет отзыва лицензий, Банк России в начале года возобновил эту практику. Всего из-за реорганизации, сдачи или отзыва лицензии банковский рынок в 2024 году могут покинуть порядка 15 игроков. Процесс будет продолжаться и дальше — у многих небольших банков слишком велико технологическое отставание и нет ярко выраженной бизнес-модели.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора