Ресурсы на проекты: где найдут деньги на реализацию послания президента
Экономические разделы послания президента, обнародованного 29 февраля, можно разделить на несколько сегментов. Причем значимость их далеко не всегда соответствует озвученным расходам на реализацию.
Расписание выплат
Во-первых, это решения, в которых мало кто сомневался, вроде продления материнского капитала или же целевой ипотечной выплаты на третьего ребенка. Эти программы стали настолько привычными, что отказ от них или существенная коррекция стали бы для общества разорвавшейся бомбой. Разумно было бы ожидать, что их сделают постоянными и индексируемыми вместе с пенсиями и пособиями, не требующими подтверждения раз в несколько лет. В категорию предсказуемых инициатив можно отнести и продление семейной ипотеки — если льготная ипотека стала полем битвы различных ведомств и отраслевых лоббистов, то семейная и дальневосточная ипотеки не находились в зоне риска, и послание только подтвердило консенсус на их счет. Все-таки это мера не финансовой, а социальной политики.
Во-вторых, это инициативы в целом понятные, но пока не сформулированные в виде конкретного механизма. Например, рост выплат регионов по бюджетным кредитам требовал каких-то решений — то, что региональные бюджеты были полны в 2023 году, не означает, что так будет длительное время. Кроме того, максимальные выплаты грозили как раз не самым состоятельным субъектам. Решения о списании двух третей долга и направлении сэкономленных выплат на региональные нужды, а также об увеличении объемов суперльготных бюджетных инвестиционных кредитов по ставке 3% выглядят сбалансированными, и к тому же реальный эффект от них проявится только в 2025 году. Таким образом, у небогатых регионов будет больше возможностей реализовывать инвестиционные проекты не только в рамках прямого федерального финансирования. Богатые же дополнят свои ресурсы федеральными фондами.
В-третьих, в послании был предложен ряд новых социальных проектов по наиболее острым вопросам, причем не только чисто социально-экономического характера. Здесь было задано направление, но основная конкретика будет сформулирована до конца года — так что и здесь будет минимум немедленных эффектов. Даже масштаб расходов понятен очень приблизительно.
Борьба за справедливость
И, наконец, самое интересное и важное, о чем было сказано меньше всего, — за чей счет банкет? Была заявлена цель создания «более справедливой» налоговой системы — с бОльшим налогообложением состоятельных граждан и компаний. Однако конкретные налоговые законопроекты, скорее всего, будут представлены даже не после президентских выборов, а после формирования нового правительства в мае. Так как новые налоговые ставки, согласно Налоговому кодексу, могут вступить в силу только с 2025 года — время есть. Ключевой вопрос: в каком направлении будет реорганизовываться налоговая система? Понятно, что все решения будут непростыми.
Скорее всего, не будет повышения НДС — с точки зрения собираемости средств это было бы самым простым и эффективный способом пополнения казны, но такое решение усилит инфляцию, причем больше всего ударит по гражданам с низкими доходами и компаниям, ориентированным на внутренний рынок. К тому же НДС повышали не так давно — в 2019 году. Введение налога с продаж, окончательно упраздненного еще в 2003 году, также маловероятно — у него в России крайне плохая репутация, он уже два раза вводился перед большими бюджетными потрясениями. Не стоит ожидать революций и в виде повышения имущественных налогов на роскошь.
Почти гарантировано введение более прогрессивного НДФЛ, как это недавно сделала Белоруссия — до 25% на доход выше 5,7 млн рублей по текущему курсу. Или как планирует Казахстан — 15% при доходе выше 7,7 млн рублей, базовой ставке в 10% и дополнительных пенсионных взносах с работников. Но конкретный дизайн реформы подоходного налога может быть очень разным. Возможно появление новой отсечки для «налога на богатых» на уровне годового дохода в 10-15 млн рублей, а возможно, ставку повысят для всех, у кого доход выше действующей отсечки — 5 млн рублей. Впрочем, это будет выглядеть не очень хорошо с учетом инфляции, накопленной с 2021 года, когда россияне, зарабатывающие более 5 млн рублей в год, стали платить НДФЛ по ставке 15% вместо привычных 13%. Возможно, власти сделают упор на обложении не работников, а домохозяйств — тогда можно будет по факту повысить налог на бездетных и холостых, но снизить его для многодетных семей, о которых много говорилось в послании. Другой вариант — резкое увеличение налоговых вычетов, сильно большее по масштабу, чем пока заявленное в послании.
Запуск прогрессивной шкалы и вычет доходов ниже прожиточного минимума потребует перераспределения поступлений от повышенной ставки, ибо львиная доля ее будет собираться в столицах и нефтедобывающих округах, а недобор произойдет в самых бедных регионах. Необходимость менять архитектуру НДФЛ стала одним из факторов отказа от масштабной налоговой реформы в 2020 году. Слишком сильное повышение НДФЛ — не лучшая идея для сохранения качественных работников международного уровня, хотя здесь надо учесть, что налоги в последние годы подросли во многих странах и появились даже в тех юрисдикциях, где их исторически не было, например в ОАЭ. Еще один способ получения средств — урезание льгот для ИП. Мелких ИП будут стимулировать стать самозанятыми, а крупных — превращаться в юридические лица с перспективой перехода на общий режим налогообложения.
В любом случае, в силу структуры российской экономики налоги на «физиков» не закроют потребности федерального и региональных бюджетов. Дойными коровами были и будут сырьевые, энергетические и промышленные компании. И здесь можно ожидать превращения в постоянную временной практики последних лет. «Налог на сверходоходы», подлежащие уплате со скидкой при досрочном пополнении казны, и новые пошлины, затрагивающие легко контролируемые крупнейшие компании, оказались очень гибкими инструментами, зачастую даже не требующими корректировки законодательства, а позволяющими ограничиться решениями правительства.
Основные битвы пойдут за то, какие отрасли будут подвергаться дополнительному «обезжириванию», — с угрозами снижения капитальных вложений или даже закрытия производств со стороны бизнеса. Например, как калибровать чувствительность к валютному курсу? Компании-экспортеры с сильно привязанными к курсу рубля издержками будут стараться добиться соответствующих вычетов, чтобы новая система была справедливой.
Скорее всего, на выходе мы увидим продолжение тренда последних лет — постепенный, но неостановимый рост налоговой нагрузки. До 2021 года он шел в основном через развитие цифровизации и настройку механизмов контроля и взыскания налогов и пошлин. С 2021-го начались эксперименты по гибкому налогообложению компаний и расширению налогообложения состоятельных «физиков». В 2025 году можно ожидать следующего этапа по изъятию средств в бюджет для реализации программ развития. Было бы полезнее для экономики, если бы эти деньги остались в корпоративных бюджетах или карманах граждан с относительно высокими доходами? Ответ на этот вопрос сильно зависит от деталей переформатирования налоговой системы, которые пока неизвестны.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора