Приднестровский созыв: может ли непризнанная республика попросить помощи у Москвы
В предпоследний день февраля 2024 года в Тирасполе состоится съезд депутатов всех уровней непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР). Его инициировал лидер Приднестровья Вадим Красносельский.
Особой остроты ситуации добавляют два факта. Депутатский форум состоится через несколько дней после второй годовщины начала «спецоперации»* на Украине и за день до выступления президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием.
Даже если избегать алармистских сценариев, трудно уйти от выстраивания определенных параллелей с Донбассом. Ведь и в 2022-м, и в 2024 году ситуация в чем-то похожа: постсоветская страна с непростыми отношениями с Москвой стремится еще больше дистанцироваться от нее, интенсифицировать кооперацию с США и ЕС, оказывает жесткий прессинг на самопровозглашенные республики, отвергает шантаж сепаратистов, а те, в свою очередь, связывают свои надежды и перспективы с помощью из Москвы.
В то же самое время все постсоветские конфликтные кейсы по-своему уникальны, и подводить их под некий общий знаменатель — верный путь к схематизму.
Приднестровская модель демократии
Каждое постсоветское непризнанное государство, возникшее в результате распада СССР, создавало и продвигало свои политические ноу-хау. Для Абхазии это народные сходы, формировавшие общую стратегию поведения, для Южной Осетии и Нагорного Карабаха — борьба за объединение разделенных народов. Приднестровье сильно выделялось на фоне других, и прежде всего потому, что до 1990 года у него не было опорной инфраструктуры в виде автономной республики или области.
В этих условиях съезд депутатов всех уровней стал конституирующим элементом самого феномена ПМР. Деградировавшие к тому моменту местные комитеты КПСС не обладали ни должным авторитетом, ни ресурсами, чтобы помешать приднестровскому движению. Однако и помощи особой они не оказывали. В этих условиях в дело вмешался Объединенный совет трудовых коллективов (ОСТК), который и стал фундаментом для мобилизации депутатов и создания непризнанной республики.
С того момента в Приднестровье прошло еще пять таких съездов, 28 февраля состоится седьмой по счету. И это не считая многочисленных референдумов. Плебисцитарная демократия стала еще одним фирменным стилем приднестровской самопровозглашенной государственности. Последний на сегодняшний день, шестой съезд в 2006 году принял решение о проведении референдума, на котором большинство непризнанных граждан высказались за независимость и «свободное присоединение» к России.
Связанный конфликт
На протяжении длительного времени приднестровская проблема выглядела как периферийный политический сюжет. Классический замороженный конфликт — ни мира, ни войны. Однако ситуация вокруг Приднестровья постепенно усложнялась. Во-первых, противостояние на Днестре стало, говоря экономическим языком, связанным конфликтом. ПМР, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не граничит с Россией, зато имеет порядка 400 км общей границы с Украиной. И Киев мало того, что в 2015 году в ответ на присоединение Крыма отменил все договоренности о российском военном транзите в Приднестровье, так еще и значительно усилил таможенно-экономический прессинг на Тирасполь, в особенности после начала «спецоперации». Заметим, что в отличие от Молдавии Украина обладает значительным военным ресурсом на территории Одесской области, а ее высшие руководители не раз обещали помочь молдавским союзникам в решении вопроса с Приднестровьем.
Во-вторых, каким бы значимым ни был фактор Украины и всего российско-украинского контекста, конфликт на Днестре касается прежде всего Кишинева и Тирасполя. Но если в период президентства Игоря Додона разные ветви молдавской власти смотрели на разные центры силы и стремились не раскачивать лодку, то с приходом на президентский пост Майи Санду позиция руководства Молдавии приобрела целостность. И эта целостность касается ужесточения курса в отношении сепаратистов, которые рассматриваются как форпост русского мира и инструмент Москвы. Отсюда и те меры, прежде всего экономического давления, о которых говорит инициатор седьмого приднестровского съезда Вадим Красносельский. В условиях не утихающей конфронтации между Россией и Западом все это придает дополнительную остроту и без того сложной проблеме.
Между ревизионизмом и осторожностью
Но пойдет ли ПМР по пути новых регионов России? Обратится ли к Москве за помощью? На первый взгляд, в пользу этой версии есть определенные соображения. В условиях, когда прежние военно-политические статус-кво на постсоветском пространстве рушатся то здесь, то там, ревизионизм видится как непростой, но логичный выход из состояния «ни мира, ни войны».
Однако многое мешает реализации такого сценария. Прежде всего стоит иметь в виду предстоящие в конце 2024 года президентские выборы в Молдавии. Пойди Москва на донбасский сценарий — в спектре от признания независимости ПМР до ее интеграции, ей будет сложнее взаимодействовать с левым спектром молдавского политического класса, ориентированным на укрепление связей с Россией. Ведь по приднестровскому вопросу даже Игорь Додон или Владимир Воронин не готовы к такому развитию событий, они предпочитают «сборку» страны для последующего сближения с Москвой и минимизации западного, особенно румынского, влияния. Кстати, о Западе. На молдавском направлении его прямое вовлечение может оказаться посильнее, чем на украинском. Фактор Румынии — с учетом наличия гражданства этой страны у многих высших должностных лиц Молдавии — в случае возможной эскалации будет намного серьезнее, чем влияние той же Польши на дела Украины. В отличие от Донбасса, ПМР не граничит с Россией, что также создает немало сложностей, особенно в случае реализации неблагоприятных сценариев.
Но, пожалуй, самое главное — это то, что сами приднестровские элиты привыкли за долгие годы к аккуратной и взвешенной политике. По словам экс-депутата республиканского парламента, политолога Анатолия Дируна, Приднестровье всегда славилось креативностью, умением разделять громкие слоганы и прагматику.
Рациональность за все годы приднестровского конфликта не раз брала верх. Однако сегодня ситуация в регионе слишком четко вписана в общий контекст новой холодной войны, в которой даже «игра с нулевой суммой» многими воспринимается, как ничем не обоснованная уступка. В прежние времена все игроки — и крупные державы, и региональные акторы — не торопились с универсальными решениями, предпочитая индивидуальные «рецепты» для врачевания конфликтов, включая и противостояние на Днестре. Сегодня политика во всех регионах встраивается в логику глобального противостояния, и об учете местной специфики уже мало кто думает.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора