К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Старый новый план: сможет ли Саудовская Аравия примирить Израиль и Палестину

Фото Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
Эскалация палестино-израильского конфликта выбила почву из-под ног сторонников нормализации отношений между Израилем и арабскими странами. Однако с начала 2024 года с Ближнего Востока все чаще доносятся — и с некоторых пор подхватываются Вашингтоном — призывы выстроить диалог на основе формулы мира, предложенной Саудовской Аравией еще в начале 2000-х годов. По мнению востоковеда Леонида Цуканова, новый формат нормализации, хоть и позволит на какое-то время снизить остроту противостояния, едва ли положит конец конфликту в долгосрочной перспективе

Начавшийся 7 октября 2023 года с атаки ХАМАС на Израиль конфликт в секторе Газа постепенно приближается к полугодовой отметке, и по мере продолжения кровопролития крепнет недовольство традиционных партнеров еврейского государства — Египта и Иордании. С точки зрения арабской улицы, отсутствие ясной позиции на начальном этапе кризиса превратило Каир и Амман в сторонников израильской операции в Газе. Теперь этим двум странам приходится прилагать значительные усилия, чтобы продемонстрировать обратное, — тем более что под удар все чаще попадают их собственные интересы.

Египет обеспокоен планами израильтян атаковать Рафах — город в секторе Газа на границе с Египтом, в котором, по данным СМИ, скопилось до миллиона беженцев из других частей анклава, — и тем самым выдавить палестинцев на Синайский полуостров. Возможный захват Рафаха противоречит букве египетско-израильского мирного договора 1979 года и, скорее всего, будет расценен Каиром как недружественный акт. И хотя о полноценных боевых действиях между двумя союзниками Вашингтона на Ближнем Востоке речи не идет, обрыв деловых связей вполне вероятен.

Кроме того, Каир теряет большие деньги из-за падения трафика в Суэцком канале, вызванного действиями йеменских хуситов, которые атакуют в Красном море суда, связанные с Израилем и его союзниками. По оценкам египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, объемы трафика снизились примерно на 50%, что в условиях внутреннего экономического кризиса негативно сказывается на стабильности Арабской Республики и также не способствует улучшению диалога с Израилем.

 

Для Иордании боевые действия в секторе Газа также аукаются ростом внутренней напряженности: в стране проживает более 2 млн палестинских беженцев, ввиду чего почти каждый резонансный эпизод борьбы в Газе выливается в многочисленные митинги. Недовольство беженцев, в свою очередь, стремятся обратить себе на пользу многочисленные противники правящей династии.

Также кратно возросла угроза ракетных ударов по военным объектам США, расположенным на территории Иордании. Последние, хоть и не используются для нанесения ударов по ХАМАС, служат «точкой сбора» в операциях против их тактических союзников — таких как хуситы, и постоянно находятся под прицелом иранских прокси-группировок.

 

Аравийские монархии, де-факто составляющие костяк «Соглашений Авраама» (серия договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, подписанных в 2020-2021 годах. — Forbes), с началом кризиса поспешили подчеркнуть приверженность концепции «два государства для двух народов» (two-states solution), в разы снизив интенсивность публичного взаимодействия с Израилем, но сохранив при этом кулуарные контакты. В отличие от Египта и Иордании, аравийцы, в силу их удаленности от эпицентра конфликта, обошлись куда меньшими имиджевыми потерями и смогли работать над возможными путями урегулирования кризиса более свободно.

Перегрузка или перезагрузка

В купировании острой фазы кризиса и сохранении рабочих отношений между арабским миром и Израилем заинтересованы в первую очередь США. Для Вашингтона арабо-израильская нормализация — возможность снизить прямое военное присутствие на Ближнем Востоке и создать региональный оборонительный блок, аналогичный Североатлантическому альянсу, но с поправкой на местную специфику. Однако без урегулирования споров вокруг будущего Палестины «ближневосточное НАТО» не построить — и это уже неоднократно подтверждалось на практике провалом коллективных оборонных проектов.

Возможной основой для новой модели урегулирования может стать «Арабская мирная инициатива» (АМИ) 2002 года, предложенная Саудовской Аравией. Она предполагает прекращение арабо-израильского противостояния в обмен на освобождение территорий, занятых Израилем по итогам Шестидневной войны 1967 года, и официальное признание Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме. Возвращение к этому плану поддерживает Белый дом. Госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, обозначил приверженность саудовской модели урегулирования. Похоже, что США готовы наделить Эр-Рияд полномочиями ключевого проводника новой нормализации.

 

Подобная рокировка в стане медиаторов конфликта с высокой долей вероятности уязвит ОАЭ — за несколько лет реализации «Соглашений Авраама» в Абу-Даби успели свыкнуться с негласным статусом главного израильского партнера по диалогу, — а также еще больше отодвинет Египет и Иорданию на периферию американской региональной стратегии.

Однако запуск инициативы позволит положить конец кровопролитию в секторе Газа и в перспективе создать новую палестинскую администрацию, равноудаленную и от ХАМАС, и от сторонников потерявшего контроль над ситуацией президента Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса. Не исключено, что по итогам кризиса его место в качестве переходной фигуры займет один из бывших министров — например, выходец из экономического блока ПНА Мухаммед Мустафа. Во всяком случае, эта кандидатура не вызывает возражений у арабских лидеров.

Неделимый Иерусалим

В нынешних условиях переход к АМИ имеет хорошие шансы сдвинуть переговорный процесс по Палестине с мертвой точки — тем более что для ее продвижения Вашингтон готов задействовать все доступные ему рычаги давления на Израиль, включая угрозу санкциями. Готовность поддержать США недвусмысленно демонстрируют все крупные игроки арабского мира: они видят в АМИ возможность развивать деловые связи с Израилем без ущерба репутации защитников палестинского народа.

На практике амбициозный проект нормализации по-саудовски рискует уже на начальных этапах споткнуться о статус Иерусалима: Израиль по умолчанию считает город своей неделимой столицей, в то время как ПНА претендует на контроль над Восточным Иерусалимом. Вставлять палки в колеса АМИ будут и многочисленные израильские апологеты поселенческой политики — например, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир и министр финансов Бецалель Смотрич, основу электората которых составляют именно поселенцы.

Не исключено также, что постепенному развалу соглашения косвенно поспособствует и сам премьер Биньямин Нетаньяху: предложенный им план послевоенного устройства сектора Газа предполагает сохранение ручного контроля над районом со стороны израильских властей в течение нескольких лет и лишь после этого — передачу полномочий «новой ПНА». По итогам переходного периода Израиль может с легкостью уклониться от прежних договоренностей, обосновав их сохраняющейся угрозой национальной безопасности, и тем самым сохранить полный контроль над занятыми территориями. В этом контексте растущая готовность Израиля пойти на компромисс по палестинскому вопросу выглядит скорее как попытка выиграть время и снизить градус напряженности в стратегическом диалоге с США и арабскими партнерами.

 

Сегодня трудно предсказать, чем обернется подобная политика для Израиля: в перспективе арабские лидеры могут как проигнорировать нарушение им прежних договоренностей, предпочтя развитие деловых связей, так и пойти на принцип, укрепив поддержку палестинцев. По этой причине Нетаньяху на первых порах будет действовать максимально осторожно, прислушиваясь к реакции арабского мира и Вашингтона. Не исключено также, что израильтяне будут дожидаться возвращения в Белый дом республиканской администрации, которая более лояльно относилась к их действиям в регионе, а после попытаются перекроить некоторые неудобные пункты АМИ, например статус Иерусалима, под себя.

Однако на нынешнем этапе Израиль, вероятнее всего, будет следовать в русле той трактовки АМИ, которая звучит из Вашингтона и Эр-Рияда.

Во всяком случае, пока.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+