Технологический расчет: почему ИИ и электромобили пока не спасают экономику Китая
2024 год начался с падения китайского фондового рынка, на который давят как плохая экономическая статистика, так и кризис на рынке недвижимости, дефляция и слабый внутренний спрос. Государство уже объявило о мерах поддержки фондового рынка: первый пакет помощи оценивается в 2 трлн юаней ($278 млрд).
Квартирный вопрос
Ситуация на рынке недвижимости Китая в последние годы создала много проблем для властей Поднебесной. Начиная с середины 2020 года сокращаются как продажи жилья, так и строительство новых объектов. При этом медианная цена на квартиры практически не меняется, что также оказывает давление на объем продаж: китайцы не спешат покупать новое жилье, ожидая снижения цен на квартиры и дома из-за кризиса в отрасли.
Из-за банкротств застройщиков властям приходилось сносить целые кварталы недостроенных зданий. Это отражается на всей экономике Китая, ведь на сектор недвижимости в последние годы приходилось до 26% ВВП. Судя по всему, дно еще не достигнуто и инвестиции в данный сектор к 2026 году упадут примерно на 45% по отношению к максимальному показателю, достигнутому в 2021 году. Смягчить ситуацию могут действия властей: разрешение большей рыночной корректировки цен на жилье, быстрая реструктуризация долгов неплатежеспособных застройщиков, поддержка жизнеспособных застройщиков, страхование покупателей жилья от риска получения недостроя вместо готовых квартир. Все эти меры, а также более строгие правила условного депонирования для использования предпродажного финансирования могут помочь восстановить доверие покупателей и ускорить оздоровление рынка недвижимости.
Рост за счет чипов
При определенных условиях прийти на помощь экономике может китайский технологический сектор. Местные производители полупроводников в минувшем году заметно увеличили закупку оборудования для производства чипов. Крупнейшие мировые производители литографического оборудования, ASML и Lam Research, в свежих квартальных отчетах указали, что на заказчиков из Китая пришлось около 40% выручки компаний. Китайские власти ставят задачу по снижению зависимости от импортного оборудования и материалов и мотивируют компании налаживать производство чипов по современным техпроцессам. Аналитики Barclays считают, что производственные мощности в Китае могут быть удвоены за пять-семь лет, причем в ближайшие три года ожидается рост на 60%. И хотя большая часть полупроводников в Китае будет производиться по уже устаревшим техпроцессам 28 нм, спрос на подобную продукцию по-прежнему велик, например со стороны тех же автопроизводителей.
По данным Bloomberg, в 2023 году импорт в Китай оборудования для выпуска процессоров увеличился на 14% и достиг почти $40 млрд. При этом общий импорт товаров в Поднебесную сократился на 5,5% — это еще один признак замедления экономики. Наращивание импорта оборудования для производства полупроводниковой продукции уже сказывается на успехах местных компаний: в 2023 году на территории Китая было изготовлено 351,4 млрд интегральных микросхем, это на 6,9% больше, чем годом раньше. Но есть и тревожные звоночки — степень загрузки оборудования падает. Например, флагман китайской полупроводниковой промышленности компания SMIC сообщила о падении степени загрузки оборудования за первые три квартала 2023 года до 74% — в 2022-м он составлял 96%. Сокращение спроса на внутреннем рынке не может не сказываться и на отрасли выпуска чипов.
Пессимизм на фондовом рынке Китая не прошел и мимо IT-компаний. К примеру, стоимость акций Lenovo на Гонконгской бирже за январь снизилась более чем на 25%. Кроме общего негативного фона, на курс ценных бумаг компании повлиял продолжающийся спад на рынке ПК и санкционное давление на технологический сектор Китая со стороны США. По данным IDC, поставки компьютеров в 2023 году снова снизились — на 13,8% по сравнению с 2022 годом. При этом аналитики настроены оптимистично в отношении нынешнего года и ожидают роста, называя в числе главных драйверов обновление корпоративного парка ПК и рост популярности искусственного интеллекта. По прогнозам IDC, в 2024 году рынок ПК вырастет на 3,4%.
Искусственный интеллект
Акции других крупных китайских технологических компаний за январь также заметно подешевели. Alibaba, Tencent, Baidu, JD.com потеряли в цене от 5% до 20%. Однако в ближайшие месяцы ситуацию может исправить бум технологий искусственного интеллекта (ИИ).
В Китае понимают важность ИИ — и сразу после появления ChatGPT в 2022 году местные компании включились в гонку, стремясь навязать США соперничество в данной сфере. За это время было представлено 130 китайских LLM (Large Language Mode, большая языковая модель) — это 40% всех моделей в мире. Власти страны уже одобрили 40 LLM для публичного использования: начиная с августа 2023 года компаниям необходимо получить одобрение регулятора для начала публичного использования своих нейросетей.
Электрическая тяга
Еще одна крупная отрасль Китая, которой удалось заметно вырасти в прошлом году, это автомобилестроение. Страна добилась важной вехи: по итогам 2023 года именно Китай стал главным глобальным экспортером автомобилей, опередив Японию, Германию, США и Южную Корею. Китайская ассоциация автомобильных производителей рапортовала о 4,91 млн вывезенных из страны автомобилей, что превысило показатель Японии, экспортировавшей 4,42 млн авто. Данные китайской таможни еще более впечатляющие: 5,22 млн автомобилей, что на 57% больше показателей 2022 года. Свою лепту в успех Китая внес и российский рынок: экспорт в Россию в прошлом году вырос в семь раз.
Любопытно, что треть экспортированных из Китая машин были электромобилями. На локальном рынке каждый пятый проданный автомобиль был электрическим, что значительно больше, чем в Японии, США и Европе. Китай стал крупнейшим мировым экспортером автомобилей, опередив Японию и Германию. По итогам последнего квартала 2023 года BYD обошла Tesla по количеству произведенных электрокаров и стала крупнейшим их производителем. За три месяца китайцам удалось реализовать 526 000 электрических автомобилей — на 41 500 больше, чем американской компании. Если учитывать продажи гибридных машин, то за 2023 год BYD удалось продать более 3 млн автомобилей с электрическими двигателями.
Продажи автотранспорта на внутреннем рынке Китая также идут в гору. Общее количество произведенных в стране автомобилей в 2023 году достигло 30 млн единиц (включая поставки за рубеж), что на 12% превысило результат предыдущего года. Продажи авто с электрическими двигателями (включая гибриды) повысились на 38% и достигли 9,49 млн. Гибридные авто стали хитом продаж, а их реализация увеличилась на 85%.
Однако прогноз на 2024 год со стороны Китайской ассоциации автопроизводителей довольно скромный — 3% роста. Впрочем, и на 2023 год Ассоциация давала аналогичный прогноз, что не помешало отрасли показать рекордные цифры. Но в этом году притормозить экспансию китайских «электричек» на рынки Европы и США могут регуляторные меры, о введении которых уже задумываются власти в стремлении защитить собственных производителей.
Не стоит забывать и о риске перепроизводства, который уже маячит на горизонте у китайских производителей электрокаров. За первые четыре месяца 2023 года загрузка мощностей 10 ведущих автопроизводителей была ниже 70%. Это все приводит к ценовым войнам в борьбе за покупателя, при этом прибыль автокомпаний, разумеется, снижается.
2024 год только начался, но признаков серьезных проблем в экономике Китая все больше. Даже сохранение текущих темпов роста на уровне 5% по итогам года будет сложной задачей. Фундаментальные сложности на рынке недвижимости не решатся в ближайшие несколько лет, падение внутреннего спроса и дефляция также остаются серьезными угрозами. Общая геополитическая нестабильность в мире, торговая война с США и потенциальное обострение конфликта с Тайванем также несут риски для экономики Китая, с которыми нельзя не считаться. На этом фоне локальные успехи отдельных отраслей с высокой долей вероятности не смогут стать точкой опоры для рычага, с помощью которого китайские власти смогли бы развернуть нисходящий тренд.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора