К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Теория бессмысленных работ: когда сотрудники чувствуют себя ненужными и как им помочь

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2013 году американский антрополог Дэвид Грэбер опубликовал провокационное эссе «О феномене бредовых работ». Он описал профессии и задачи, в которых люди не видят смысла и потому страдают. Идеи Грэбера не бесспорны, но до сих пор находят живой отклик в работниках, а также отчасти отражаются в таких модных трендах, как «тихое увольнение» или «антиработа». Что заставляет чувствовать себя бесполезным и как вернуть сотрудникам чувство собственной важности — рассказывает основатель HR-Tech компании Happy Inc. Алексей Клочков

Отчасти бизнес сам виноват в создании рабочих мест, в которых нет смысла. Технический прогресс освободил людей от большого количества ручного труда, но работы меньше не стало. В своем эссе Грэбер пишет: «Складывается ощущение, будто кто-то придумывает бессмысленную работу, просто чтобы чем-то всех нас занять». По мнению Грэбера, бредовая должность — настолько бесмыссленная, что сам сотрудник не может оправдать ее. Он чувствует себя бесполезным, испытывает негативные эмоции от мысли о компании и становится непродуктивным на рабочем месте. 

В 2023 году уже другой исследователь, социолог Саймон Вало из Цюрихского университета опубликовал новое исследование, которое показало, что некоторые виды деятельности действительно вызывают у людей ощущение, что они занимаются чем-то бессмысленным и «бредовым».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Профессии в зоне риска 

Саймон Вало проанализировал данные опросов Американского исследования условий труда, которые проводили еще в 2015 году. В опросах участвовали около 1800 работников из 21 сферы. Он хотел узнать, есть ли профессии, где люди чаще других чувствуют свою бесполезность. Основной вопрос звучал так: «Считаете ли вы работу полезной? Приносит ли она пользу обществу?» Почти 20% опрашиваемых назвали свою работу социально бесполезной. Больше всего таких ответов было в сферах логистики, администрирования и финансов. Самыми полезными для общества и удовлетворенными своей работой чувствовали себя преподаватели, ученые, а также медицинские и социальные работники.

 

У людей было несколько причин почувствовать свою бесполезность ― рутина, редкая возможность самостоятельно принимать решения и недовольство начальством.

В некоторых случаях эти причины влияли на ощущение бесполезности больше, чем осознание важности самой профессии. Получается, даже если сотрудник не воспринимает свои задачи всерьез, компания в силах усилить его значимость в собственных глазах.

 

Это не первое исследование, которое изучало наличие смысла в работе. YouGov определил: до 37% людей в мире считают свою работу бесполезной. По данным Университета Эразма Роттердамского и Института Тинбергена, чаще всего свою бесполезность ощущают сотрудники в сфере продаж и маркетинга. 

Чем опасно ощущение бесполезности на работе

Главным образом описанное Грэбером, Вало и другими исследователями явление опасно отсутствием вовлеченности, из которого следуют финансовые потери для бизнеса. По данным Института Гэллапа, немотивированные работники на 37% чаще прогуливают, на 18% менее производительны и на 15% менее рентабельны для компании. За прошлый год только 21% сотрудников из разных сфер можно было отнести к вовлеченным. Согласно недавнему исследованию Института Гэллапа, за прошлый год «несчастные» работники обошлись американской экономике в $1,9 трлн за счет сниженной производительности.

Для невовлеченных сотрудников также характерно quiet quitting, или «тихое увольнение». Это реакция на кризис и стресс, в том числе от осознания собственной бесполезности. Сотрудник тихо протестует ― выполняет свои обязанности, но в минимальном объеме и без энтузиазма. Не проявляет инициативу и не заинтересован в том, чтобы его работа приносила пользу, делает все для галочки. Минимизация нагрузки позволяет лучше переносить стресс и избегать выгорания. Настоящей проблемой для работодателя «тихое увольнение» становится, когда к такой модели поведения прибегает ощутимый процент штата.

 

Консалтинговая компания O.C. Tanner подсчитала: производительность труда увеличивается в 18 раз, когда сотрудник понимает, что начальство его ценит. Тогда работа перестает быть рутиной и дает возможность ощутить свой вклад. 

Как вернуть сотрудникам чувство смысла

Помогите адаптироваться

До 20% увольнений случаются в первые 45 дней. Сотрудники не осознают свою важность, если не адаптируются в новом коллективе. Если правильно выстроить адаптацию нового сотрудника в компании, с более высокой вероятностью он останется как минимум на три года. При этом, по данным Работа.ру, 48% работодателей в России не используют систему онбординга для новичков.

Один из способов эффективного онбординга ― привлечение текущих сотрудриков. Во всех представительствах IKEA каждому новичку присваивают своего buddy. Это менеджер или наставник, который помогает адаптироваться на рабочем месте. Несколько дней нового сотрудника знакомят с историей компании и ассортиментом. Только после этого сотрудник сможет выйти в зал и работать с покупателями. Важно, чтобы к этому моменту он чувствовал себя свободно в магазине и ориентировался в товарах. В некоторых офисах IKEA в онбординге применяются VR-шлемы. Они в интерактивном формате помогают познакомиться с ценностями компании и ее продукцией.

Откажитесь от бесполезных встреч

 

Или хотя бы сократите их длительность. По данным Attentiv, рабочие встречи длятся 30-60 минут только потому, что такими слотами удобно заполнять календарь. Так, американская аудиторская и консалтинговая компания PwC предложила сотрудникам сокращать время совещаний на 25% и больше, если у встречи нет действительно важной причины.

С этой задачей также успешно справляются IТ-компании, практикующие стендапы. Стоя ранним утром вокруг столов, все участвующие испытывают острую потребность как можно быстрее все обсудить и вернуться на рабочее место.

Сократите рабочее время 

По мнению Грэбера, современным людям уже не обязательно работать по 40 часов. Рекрутинговое агентство Monster посчитало, что треть сотрудников готовы уволиться с прошлого места, чтобы работать на четырехдневке. 

 

Эксперименты с короткой рабочей неделей запускало правительство многих европейских стран. После тестового внедрения четырехдневной рабочей недели в Великобритании 15% участников сказали, что не вернутся к пятидневке ни за какие деньги.

В 2015-2019 годах в Исландии на 35-часовую неделю перевели 1% трудоспособного населения, количество задач и оклад были сохранены. В результате производительность труда этих людей выросла, сократился уровень стресса и улучшилось физическое здоровье. С одной стороны, люди обрадовались тому, что появилось больше свободного времени. С другой —  государство подчеркнуло, что не хочет, чтобы сотрудники создавали видимость работы. 

В некоторых международных компаниях тоже ощутили пользу сокращенной рабочей недели. В японском офисе Microsoft 4-дневная неделя увеличила производительность на 40%. 

Внедряйте автоматизацию 

 

По оценкам McKinsey, треть всех задач можно автоматизировать. А по данным Adobe, 32% скорее уволятся, если рутинные задачи за них не будет делать автоматизированная программа. 

В Netflix автоматизация разгрузила от механической работы отдел тестирования. Раньше анализом занимались вручную, теперь ПО автоматически отслеживает качество трансляций. 

Предложите гибкий график

Основатель компании Hubstaff, занимающейся разработкой сервисов для учета времени удаленных сотрудников, пришел к выводу, что гибкий график повышает моральный дух и производительность сотрудников. Многие компании предлагают своим сотрудникам самостоятельно спланировать рабочий день. Обычно это означает, что работник сам выбирает, во сколько начинается и заканчивается смена, но иногда он может переходить на асихронную работу. Она подразумевает, что у сотрудника есть конкретный список задач и дедлайн. Рабочие дни, количество часов и перерывы он выбирает индивидуально. Такой формат позволяет сделать каждый час на работе продуктивным и наполненным смыслом.

 

Обеспечьте психологическую поддержку

Справиться с ощущением собственной ненужности на работе помогает работа с ментальным здоровьем. Эксперты HeadHunter подсчитали, что в 2022 году спрос на психологов в штате компаний и организаций по всей России вырос на 62,87% к прошлому году.

Немецкий производитель ПО SAP провел исследование среди своих сотрудников и обнаружил: многие работники хотели бы обсудить проблемы ментального здоровья, связанные со своими задачами в компании, но не просили об этом, потому что боялись осуждения руководителя. С 2020 года в компании все менеджеры компании обучаются, чтобы правильно обсуждать проблемы со своими подчиненными и вовремя распознавать их.

Интересуйтесь мнением

 

По данным компании UKG, занимающейся услугами по управлению персоналом, 74% сотрудников более эффективно и осмысленно выполняют свою работу, когда знают, что их мнение слышат. Когда коллеги обращаются за помощью, чувство признательности возрастает на 40%, а вовлеченность — на 59%. Важно поощрять сотрудников обращаться друг к другу за советом, если это лежит в области умений того или иного сотрудника. 

Покажите пути роста

Еще один способ показать, что работа ценна — дать возможность вырасти до более сложной и ответственной должности. В крупных IT-компаниях для этого настраивают менторские программы. Это система обучения, при которой сотруднику присваивают старшего по должности наставника, чтобы тот мог прокачать новые знания. 

В IT-компании EPAM работает тренировочный центр DevOps Mentoring. Заявку могут подавать как сотрудники компании, так и те, кто только хотят устроиться. Система работает так, чтобы подготовить специалиста к конкретным задачам. Ментор контролирует процесс, отвечает на сложные вопросы и принимает тестовые задания. Это схоже с системой обучения, только у сотрудника есть более ощутимая цель: получить желаемую должность и более высокую зарплату. За два месяца в EPAM по системе менторинга можно вырасти из студента или стажера в middle-специалиста.

 

Добавьте волонтерские инициативы

Многие компании используют корпоративное волонтерство, чтобы повысить вовлеченность сотрудников и создать для них новые общие интересы. По данным Deloitte, это улучшает климат в организации, укрепляет корпоративную культуру и повышает лояльность сотрудников. А еще это помогает компании больше зарабатывать. В KFC выяснили ― работники, которые участвуют в волонтерских проектах бренда, эффективнее на рабочем месте, чем коллеги.

В компании Coca Cola работает много инициатив — от донорства крови до защиты лесов. Вместо финансовой помощи детским домам сотрудники организуют инклюзивный праздник для подростков с разными физическими возможностями.

Еще одна частая практика в международных компаниях — Day of Service. Это день, когда офисы компаний закрываются, чтобы сотрудники могли помочь местным сообществам. Они сами выбирают некоммерческие организации из списка партнеров и действуют по более свободному сценарию. Такая схема корпоративного волонтерства организована, например, в Samsung Electronics America.

 

Все эти инструменты можно использовать в разных комбинациях и порядке, главное — помнить, что в силах работодателя попробовать предотвратить массовое выгорание и «тихие увольнения» своих сотрудников и вместе с ними найти в их работе смысл.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+