К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ошибки прошлого: как российской элите припомнили поездки на учебу в США

Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images
Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images
Глава СВР Сергей Нарышкин заявил о том, что США ведут работу с людьми, получавшими в свое время американские стипендии, с целью оказать воздействие на президентскую избирательную кампанию. Журналист Глеб Черкасов считает, что последствия слов Нарышкина реально скажутся на правилах жизни в России спустя немалое время после выборов

В 1988 году,  как раз на середине перестройки, к моему товарищу, обычному московскому инженеру,  его знакомый привел домой американского журналиста. Гость долго разговаривал на самые разные темы, подивился угощению — бутерброды с маслом и вареной сгущенкой, но больше всего поразился, что родители хозяина дома так и не вышли из своей комнаты, даже хотя бы поздороваться. Они остались очень недовольны происходящим и потом, с утра, потребовали от сына, чтобы больше иностранцев, тем более американцев, в доме не было. С точки зрения родителей, человек, который привел нежелательного гостя в дом, поставил всех под удар.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Правила меняются

Долгие годы эта история была отличной иллюстрацией пережитков холодной войны. Сегодня, когда на фоне нынешних времен тот период может восприниматься как легкое недопонимание между двумя странами, сказу об американском госте явно грозит второе издание. Слова главы СВР Сергея Нарышкина о том, что российские стипендиаты американских культурных и образовательных программ могут стать основой для «пятой колонны», это только подтверждают. 

Предвыборные обстоятельства, упомянутые директором СВР, тут скорее повод для начала большого общественно-политического разворота, в котором общественное будет даже важнее политического.  

 

Не стоит вспоминать, кто из ныне важных чиновников или общественных деятелей проходил упомянутые главой СВР или иные стажировки, обучался в Европе или даже читал там лекции. Это не так уж важно. Люди жили по признанным правилам, действовавшим не год и не два. 

Правила сейчас стремительно меняются. Теперь мэр города или вице-президент госкорпорации могут и призадуматься, прежде чем отправить детей на учебу в Европу или США, по причине потенциальных проблем для их будущей карьеры в России (или решат, что карьеры здесь и не надо). Контакты, в том числе и образовательные, с некогда партнерами, а ныне «недружественными странами» не то что под запретом, а под сомнением. Это, кстати, вполне ложится в канву «национализации элит», заявленной российскими властями 10 лет назад. 

 

Однако тема «американских стипендиатов» придает новым правилам обратную силу. 80 000 человек — столько насчитал Госдепартамент США, на данные которого ссылается в пресс-релизе СВР — оказываются в несколько странном положении. Учился, получал стипендию, контактировал с кем-то там — значит, статус теперь чуть-чуть другой, чем вчера. И неважно, кто ты — ответственный работник, состоявшийся бизнесмен или недавний студент. Все эти люди теперь под неким подозрением. Любой контакт с иностранцами, особенно из нежелательной страны, это как минимум основание для проверки.

Нежелательные стипендии

Станут ли все эти люди в одночасье обвиняемыми? Навряд ли. Будут ли в одночасье перечеркнуты их карьеры или деловые начинания? Совсем не факт. Пока известно только то, что люди, получавшие американскую стипендию, слегка сомнительны. Вне зависимости от того, чем потом занимались, где и как работали, за кого голосовали на президентских выборах. Нежелательная стипендия при случае все может перевесить. 

Чем-то это похоже на создание и развитие института «иностранного агента»: начиналось все с зафиксированного иностранного финансирования и за 12 лет достигло нынешней широты и размаха. Собственно «американские стипендиаты» вполне могут быть подведены и под этот закон, однако на самом деле тут открываются более масштабные перспективы. 

 

Не хочешь неприятностей — не общайся с людьми из «недружественных стран» сверх разрешенного и санкционированного. А поскольку список может расширяться (или сокращаться), то осторожность не помешает в принципе. Поначалу такая практика может показаться немного странной, однако через некоторое время сомнений никаких не останется. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+