Оружейное сальдо: какой может быть стратегия Запада в отношении Украины в 2024 году
Денежный вопрос
ВСУ критически зависят от поставок западных систем вооружений, артиллерийских боеприпасов и систем ПВО. Запасы советских типов техники и боеприпасов в странах бывшего соцлагеря исчерпаны. В предстоящем году ВСУ, по украинским оценкам, необходимо переоснастить тяжелой боевой техникой, автотранспортом и артиллерией 15-20 действующих бригад, помимо подготовки и оснащения новых частей и соединений. Сделать это можно только за счет поставок натовской техники, собственное производство украинского ВПК не обеспечивает восполнения потерь. Планы производства западной техники на территории Украины пока на этапе обсуждения.
Масштабы западных инвестиций в оборону Украины велики: по последним данным, военная и финансовая помощь США достигла $77 млрд, а чисто военная — превысила $44 млрд. Помощь Евросоюза — $110 млрд, из них военная — около $36 млрд, почти половина, $17,1 млрд, приходится на Германию.
Уже в силу вложенных огромных инвестиций Запад не может допустить полного поражения Украины на поле боя, что делает сценарий радикального сокращения объемов военной и финансовой помощи Киеву до конца 2024 года маловероятным.
Конечно, этот сценарий может поломать победа Дональда Трампа на выборах президента США в ноябре, но его администрация начнет формировать бюджет только в январе 2025-го. Тем более что администрация Байдена хочет добиться от конгресса одобрения сразу всего годового пакета помощи Украине в размере $61,4 млрд, чтобы избежать перед выборами новых болезненных согласований. Несмотря на «процедурные сложности» в палате представителей и желание республиканцев увязать с помощью Украине реформу иммиграционной политики, администрация, вероятно, добьется одобрения своей заявки в январе 2024 года. Есть и минималистичный вариант, продвигаемый республиканцами, — $20 млрд на большой объем артиллерийских боеприпасов, ракет и гаубиц.
Если победит Трамп, Европа не сможет заменить США в поддержании необходимого уровня военной помощи Киеву, хотя эта уязвимость в Европе осознается и некоторые корректирующие шаги предпринимаются. Опросы в США пока не благоприятствуют президенту Байдену (хотя есть и хорошие новости), однако демократы на всех последних выборах выступали заметно лучше прогнозов.
Надо помнить, что большая часть американской военной помощи расходуется на территории США на модернизацию, расширение и даже возобновление производства ключевых видов боевой техники и боеприпасов. Это делает программу помощи Украине политически устойчивой, уровень ее общественной поддержки выше 40%, и данная тема пока не является главной в электоральной повестке 2024 года.
В Европе ситуация сложнее. Амбициозный план Европейской комиссии по созданию специального фонда военной помощи Украине в размере €20 млрд на 2024-2027 годы, как и параллельный план выделения €50 млрд на невоенную помощь Украине до конца 2027 года, увязл в бюджетном процессе ЕС.
Скорее всего, это стало результатом ошибочного решения председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен продвигать новые программы помощи Украине в едином пакете общего бюджетного запроса Еврокомиссии, который оказался под угрозой в результате острого бюджетного кризиса в Германии. При этом Берлин смог решить вопрос об увеличении в 2024 году своей части помощи до €8,4 млрд, выведя ее за скобки бюджетных сокращений. Внутриполитическая поддержка военной помощи Украине в Германии остается на высоком уровне.
Пока финансирование ЕС для Киева гарантировано до конца марта 2024 года, а двусторонние программы военной помощи не затрагиваются параличом бюджетного процесса ЕС, но провал с фондом на €20 млрд подчеркнет нерелевантность ЕС как «провайдера военной помощи» и создаст проблемы в отношениях Европы и США.
Снарядный голод
Сценарий качественного наращивания западной военной помощи Украине с предоставлением новых систем вооружений представляется маловероятным, несмотря на амбициозную заявку Киева на 2024 год, включающую боевые вертолеты, истребители F-18 и даже системы ПРО THAAD. Проблема и в переоценке Западом эффективности помощи Украине после неудачи летнего контрнаступления ВСУ, так и в чисто технологических ограничениях производственной базы ВПК в США и европейских союзников по НАТО, не позволяющих быстро выйти на требуемые объемы производства. Запад оказался не готов к возвращению эпохи войн индустриального типа, требующей перевода экономики на военные рельсы.
Ни США, ни страны ЕС не располагают сегодня производственными мощностями для удовлетворения потребностей ВСУ в гаубичных снарядах калибра 155 мм, и контрактов по их радикальному расширению пока не принято. По оценкам экспертов из Германии, для успешной наступательной кампании весной-летом 2024 года ВСУ необходимо не менее 7 млн снарядов 155 мм, притом что реальные объемы производства в США до конца 2024 года не превысят 1 млн штук в год, а заявленные ЕС планы производства для Украины 1 млн снарядов 155 мм к марту 2024 года будут выполнены только на треть. ВСУ смогут получить в 2024 году не более 1,2 млн снарядов 155 мм, но никак не запрошенные Киевом у США 17 млн. По признанию украинских военных экспертов, западные поставки военной техники и боеприпасов не позволяют полностью заместить потери ВСУ. Среди западных экспертов доминирует понимание, что пик поставок тяжелых вооружений пройден в 2023 году, а простое наращивание военной помощи не приведет к более успешным действиям ВСУ из-за вскрывшихся системных проблем в планировании и боевой подготовке.
Пока нет никаких свидетельств, что страны Запада готовы предоставить Украине качественно иные системы вооружений, способные изменить соотношение сил на поле боя. Например, запасы поставленных Великобританией и Францией авиационных крылатых ракет большой дальности Storm Shadow/SCALP-EG закончатся в январе 2024 года, поставки КР «Таурус» производства Германии (дальность до 700 км, тандемная боевая часть предназначена для поражения мостов) заблокированы, а их производство не возобновлено. Передача американских тактических БР ATACMS ограничена двумя десятками, поставки кассетных боеприпасов большой дальности для РСЗО М270 не начались, а сроки передачи ракетных систем GLSDB дальностью более 100 км перенесены на весну 2024 года.
В США на базах хранения несколько тысяч танков «Абрамс» 1МА1, но их передача Украине не планируется и к тому же ограничена мощностями единственного завода в штате Огайо, где необходимо снимать с танков секретную броню из обедненного урана и заменять ее на обычную стальную. Пока «Абрамс» оказался слишком капризным в боевых условиях Украины.
США, вероятно, смогут возместить потери ВСУ в БМП «Брэдли» и БТР «Страйкер». Германия могла бы поставить Украине более 200 БМП «Мардер», но решения нет. Поставки танков «Леопард-2» невозможны из-за их ограниченного количества, а контрактов на запуск их масштабного производства не заключено.
Не выглядят обоснованными и надежды руководства Украины на растянутые по времени поставки истребителей F-16. Обещано 50-60 самолетов из состава ВВС Нидерландов, Дании и Норвегии, но часть из них ожидается лишь в 2025 году. Речь не идет о завоевании превосходства в воздухе: российские ВВС сохраняют численное и качественное превосходство. Запланированы поставки относительно устаревшей версии F-16 с РЛС, уступающей по дальности обнаружения РЛС российских истребителей СУ-35С и МИГ-31, и с устаревшими ракетами класса «воздух-воздух» AMRAAM AIM120C. О более современной версии AIM120D дальностью более 160 км или европейских авиационных ракетах большой дальности «Метеор» (до 200 км) речь не идет. Российские истребители смогут поражать украинские F-16 на дальности 200 км ракетами Р-37М.
Маловероятны и поставки более современных ракет «воздух-земля» AGM84H/K, тем более крылатых ракет большой дальности JASSM/JASSM-ER. Передача современных версий F-16 из запасов ВВС США с более мощной РЛС и возможностями интеграции последних версий ракетного оружия не планируется. В целом очевидно, что стратегически значимого количества современной техники, то есть сотен танков и самолетов, тысяч БМП/БТР и стволов артиллерии калибров более 100 мм, в обозримой перспективе поставлено не будет.
У военного руководства стран Запада есть основания сомневаться в эффективности использования командованием ВСУ западной боевой техники и боеприпасов. Например, вызывают вопросы решения украинского командования «убиться о Бахмут» и определять направление главного удара для контрнаступления в Запорожской области «на ощупь», без создания превосходства в силах и средствах. Серьезные проблемы ВСУ с комплектованием фронтовых частей и странности с мобилизацией заставляют Запад задуматься о достижимости заявленной политической цели военной поддержки Киева — создания сильной позиции для будущих переговоров об урегулировании.
Стратегия заморозки
Начавшаяся на Западе переоценка дальнейшей стратегии поддержки Украины исходит из необходимости резко снизить в 2024 году интенсивность боевых действий либо заморозить их полностью, чтобы выиграть время для наращивания производства в США и в Европе ключевых видов боевой техники и боеприпасов, а также для обеспечения качественной боевой подготовки новых частей и соединений ВСУ с прицелом на возможное наступление в 2025 году.
Можно выделить два подхода в формирующейся стратегии Запада. Первый исходит из возможности и желательности достижения какого-то варианта политического урегулирования для полного прекращения боевых действий либо заморозки конфликта по действующей линии боевого соприкосновения; второй допускает простое снижение интенсивности боевых действий и относительную неподвижность линии фронта в ситуации стратегической обороны ВСУ при переходе Запада к долгосрочному военному сдерживанию и военному ослаблению России в конфликте, который превращается для Москвы в «бесконечную войну», победа в которой недостижима. Таким образом, западная военная помощь на долгосрочную перспективу должна быть достаточной для сохранения «стратегического тупика» на фронте, чтобы ВСУ смогли лишь удерживать ныне контролируемые Киевом территории и продолжать истощать боевой потенциал российской армии.
Из Москвы видно, что конфликт на Украине, при всех декларациях о сохранении свободной, независимой и демократической Украины, интегрированной в западный порядок безопасности, не воспринимается западными лидерами в качестве экзистенциальной угрозы для самого Запада. Напротив, Москва фиксирует стремление Запада как можно быстрее перейти от военного противоборства к классической холодной войне и долгосрочному сдерживанию и экономическому удушению России. Для этого нужна какая-то фиксация фронта и переход к фазе военно-политической и экономической поддержки Украины с предоставлением аккуратных гарантий безопасности и территориальной целостности Киеву через членство в ЕС и 4-ю статью Североатлантического Договора или через двусторонние договоры безопасности.
Совсем радикальные планы — «быстро принять Украину в НАТО в границах территории контролируемой Киевом» и таким образом «принудить РФ остановить боевые действия, ибо с НАТО Путин не воюет», поддержки не находят не только в Вашингтоне, но и в Киеве, хотя в Вашингтоне есть желающие использовать эту угрозу как рычаг давления на Москву.
Однако у России сейчас нет никаких резонов соглашаться с предлагаемыми из США планами «заморозки конфликта» по линии разграничения с последующим переходом большей части Украины в западную зону контроля с интеграцией в западные военно-политические и торгово-экономические союзы, что мало чем отличалось бы от «стратегического поражения» Москвы.
В сценарии «заморозки» Россия не смогла бы переговорным путем добиться «реализации целей «спецоперации»* через принятие амбициозных российских «условий всеобъемлющего, справедливого и устойчивого мира», предусматривающих выполнение требований о разоружении и гарантий предотвращения быстрой ремилитаризации Украины за счет западной военной помощи, а также «признание Киевом и международным сообществом новых территориальных реалий». Москва уже предъявляла требования гарантий «защиты прав русскоязычных граждан, русского языка и нацменьшинств, свободного трансграничного передвижения с Россией, отмены Украиной и Западом антироссийских санкций и отзыва исков, прекращения судебных преследований в отношении России, ее физических и юридических лиц, восстановления договорно-правовой базы Украины с Россией и СНГ, а также — на средства Запада — гражданской инфраструктуры, разрушенной ВСУ после 2014 года». Вероятно, что Москва потребует передачи контролируемых Киевом территорий Запорожской и Херсонской областей в состав России.
В любом случае, Запад в рамках «сценария заморозки» будет нацелен на восстановление и укрепление военного потенциала Украины, а Россия продолжит оказывать давление на Киев военными и политическими средствами. Москва видит, что украинские элиты сохраняют старые наклонности к «самоподрыву», и по-прежнему надеется удержать Украину в своей зоне влияния через установление там «нормальной власти».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.