Лишнее предложение: угрожает ли падение цен на нефть российскому бюджету
В середине декабря баррель Brent торговался в диапазоне $73-76, цены начали расти после нескольких атак хуситов на танкеры в Красном море. Российский Urals, по данным международных ценовых агентств, торговался в этот момент на уровне $55-57 за баррель. На основе этих оценок можно сделать вывод, что ценовой дисконт на ключевой российский сорт нефти увеличился с $14 в августе — сентябре до $20-22 в декабре.
Между тем в бюджет 2024 года российское правительство заложило цену индикативного сорта Brent на уровне $85 за баррель, а российской нефти — $71,3 за баррель. Выглядит ли этот прогноз обоснованным в текущих рыночных условиях?
Неожиданное падение
В начале 2023 года нефтяные аналитики и представители крупнейших добывающих компаний, собравшиеся на энергетической неделе IE week в Лондоне, были практически единодушны в том, что на рынке сохраняется дефицит, который поддержит высокие цены на нефть до конца года. На встречах ОПЕК+ дважды — в апреле и в июне 2023 года — объявлялось о сокращении добычи, причем Саудовская Аравия и Россия принимали на себя дополнительные обязательства по снижению поставок.
Поэтому падение цен на нефть в ноябре — декабре стало неожиданным для участников рынка. Еще в сентябре эксперты ОПЕК прогнозировали, что в IV квартале 2023 года дефицит нефти на рынке будет рекордным за последние 15 лет и составит 3,3 млн баррелей в сутки. Управление энергетической информации США (Energy Information Administration) более реалистично оценивало баланс на рынке, однако также ожидало сохранения высоких цен в ближайшем будущем: еще в начале октября их прогнозы предполагали, что рынок будет в целом сбалансирован при средней цене Brent $91 за баррель в IV квартале 2023 года и при $95 за баррель в 2024 году. Во многом эти прогнозы строились на ожиданиях, что ОПЕК+ будет управлять рынком.
Но оказалось, что не входящие в ОПЕК+ производители смогли быстро нарастить добычу и увеличить предложение на рынке. Главный сюрприз преподнесла сланцевая отрасль США, где добыча за январь — сентябрь 2023 года была на 1 млн баррелей выше, чем за тот же период 2022-го. И это несмотря на снижение количества активных буровых установок.
В Бразилии и Канаде, по данным Rystad Energy, в декабре 2023 года добывали на 1,1 млн баррелей в сутки больше, чем в декабре 2022-го. Иран, несмотря на санкции, увеличил добычу на 350 000 баррелей в сутки в среднем по году, а также реализовал накопленные запасы, сумев увеличить экспорт в Китай.
Венесуэла, Ливия и Мексика (страны ОПЕК+, имеющие право не соблюдать режим сокращения добычи) увеличили поставки на рынок в среднем также на 350 000 баррелей в сутки.
Против высоких цен работает и ситуация в мировой экономике. Скорее всего, пик спроса на нефть в странах ОЭСР был пройден в 2019 году, еще до пандемии. К 2023 году спрос вырос, но все же он на 1,5 млн баррелей в сутки ниже пиковых значений. И в 2024 году рост потребления нефти в мире может показать дальнейшие сигналы к замедлению. Этому будут способствовать и замедление роста китайской экономики до 5% в год, и риски рецессии в США.
Прогноз на 2024 год
Тем не менее, если сценарий рецессии в американской экономике не реализуется, прогноз Rystad Energy предполагает, что цена Brent в 2024 году составит в среднем $83 за баррель, а в I квартале будет колебаться на повышенном уровне, в диапазоне $83-88.
Возможность сокращения дисконта на российскую нефть до $12 за баррель также выглядит вполне реалистично, так как с лета 2022 года был сформирован значительный танкерный флот, работающий с российской нефтью и нефтепродуктами даже в условиях санкций. При этом в начале 2024 года дисконты могут оставаться на повышенном уровне, так как Европа и США принимают меры для соблюдения правил ценового потолка.
С другой стороны, в бюджет 2024 года заложены весьма позитивные ожидания относительно перспектив российской экономики, часть из которых уже находится под вопросом, учитывая ускорение инфляции, вынудившее ЦБ поднять ключевую ставку до весьма болезненных для бизнеса 16%.
В условиях недобора нефтегазовых доходов российское правительство, скорее всего, будет более решительно действовать по линии ОПЕК+ и продвигать дополнительные сокращения добычи, независимо от причины невыполнения бюджетного плана — из-за высоких дисконтов на российскую нефть, рецессии в США или из-за роста предложения от других производителей.
Собравшись в начале декабря 2023 года, представители ОПЕК+ приняли скорее тактическое решение не объявлять больших и долгих сокращений, ограничившись I кварталом 2024 года. Весьма вероятно, что это было частью некой контригры — попыткой внести неопределенность в решения не участвующих в сделке производителей.
Шансы обеспечить приемлемый уровень цен у ОПЕК+ есть. Быстрый рост добычи в США в 2023 году вряд ли получится повторить в году наступающем. Рост был поддержан за счет скважин, которые можно было быстро ввести в эксплуатацию, — теперь такого запаса нет. Замедление роста добычи в 2024 году прогнозируется и в других странах за пределами ОПЕК+. В случае реализации такого сценария Россия и другие страны ОПЕК+ могут оказаться в более комфортной ситуации, чем та, что сложилась сейчас.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора