Дорога в облака: почему отечественный рынок вычислений стал стремительно расти
Мировой рынок аутсорсинга IT-инфраструктуры (облаков) составляет около $200 млрд в год, а российский — менее $1 млрд, зато быстро растет. По оценке iKS-Consulting, объем облачного рынка России в 2026 году может превысить 199 млрд рублей, удвоившись по сравнению с прошлогодними 86,6 млрд рублей.
И если на мировом облачном рынке сложилась тройка лидеров — Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud, то в России борьба за лидерство еще впереди, несмотря на наличие известных публике крупных игроков, таких как «Ростелеком», Selectel, Yandex Cloud, Cloud.ru (бывший SberCloud) и VK Cloud.
Почему, имея высокий уровень развития IT, Россия пока отстает от развитых стран по проникновению облаков? На это есть исторические и психологические причины. В российской экономике высокая доля государственных компаний, которые настороженно относятся к аутсорсингу IT-инфраструктуры. Есть и прямые ограничения. Например, законодательство запрещает банкам хранить данные, составляющие банковскую тайну, в облачных сервисах.
Крупные частные компании в России также довольно консервативны. У большинства из них есть мажоритарный акционер, который предпочитает все держать под контролем и из соображений безопасности развивать IT-инфраструктуру в периметре своего предприятия. Исторически крупные компании часто создавали собственные информационные системы с нуля, формируя собственные IT-департаменты, и не привыкли делегировать это сторонним провайдерам.
Но в последние годы российский рынок облаков стал быстро набирать обороты благодаря ряду факторов. Рассмотрим их по порядку.
Эффект пандемии
Импульс развитию облачных сервисов придала пандемия COVID-19 в 2020 году и связанный с ней переход на удаленную работу. Они нарушили привычный корпоративный порядок и консерватизм. Оказалось, что не обязательно держать сотрудников в офисе под контролем — они могут достаточно эффективно работать и из дома. Компаниям понадобилась гибкость, возможность развертывать виртуальные рабочие столы, задействуя облака. В итоге многие из них пересмотрели свой подход и стали более восприимчивы к идее аутсорсинга IT-инфраструктуры.
Малый бизнес в пандемию активно переходил в онлайн, что стало стимулом роста рынка. Даже крупные компании начали передавать обработку данных, наименее критичных с точки зрения безопасности, облачным провайдерам. Они увидели, что ничего страшного с их данными не происходит: сторонние серверы работают устойчиво и безотказно — и постепенно переносят в облака и остальные данные.
Усложнение IT-систем и роста объема данных
Переносу IT-инфраструктуры в облака способствует увеличение объемов данных, которые надо где-то хранить и обрабатывать. Растущая цифровизация во всех отраслях сопровождается усложнением информационных систем. Мы все меньше напрямую общаемся с продавцами магазинов и сотрудниками банков, это взаимодействие перешло в интернет. За последние годы способ потребления товаров и услуг существенно изменился. Россияне переносят свои покупки в интернет, пользуются сервисами онлайн-образования и видеостриминга, заказывают еду и такси онлайн.
Привычные пользователям мобильные приложения и интернет-сайты — это лишь фасад происходящих изменений. Чтобы все это эффективно функционировало, компаниям нужно уметь предсказывать спрос, подключать к своим системам поставщиков, подрядчиков, курьеров-доставщиков, перестраивать работу складов и логистики. Для этого нужны более сложные IT-системы, новые серверы и передача части IT-инфраструктуры облачным провайдерам. Возникают и новые задачи для облаков: например, медицинские стартапы обучают нейросети на больших массивах рентгеновских снимков, чтобы в будущем они могли с высокой вероятностью определять по снимку, есть ли у человека рак.
Дефицит IT-специалистов
Парадоксально, но большое количество квалифицированных IT-специалистов в России некоторое время являлось сдерживающим фактором развития облачных сервисов. Даже малый и средний бизнес мог найти квалифицированных айтишников и самостоятельно поддерживать компетенции, связанные с IT-инфраструктурой внутри своего периметра. Но в последнее время конкуренция за IT-специалистов усилилась, часть из них перешла на работу из-за границы, а зарплаты оставшихся растут.
В таких условиях айтишники концентрируются вокруг крупных технологических компаний, а небольшим компаниям найти их становится сложнее и дороже. Это еще один аргумент для переноса IT-инфраструктуры в облако, помимо экономии на серверном и сетевом оборудовании, которые облачный провайдер берет на себя, предоставляя доступ к ним как услугу.
Конкурентный ландшафт
На российском облачном рынке в последние годы появилось много конкурирующих провайдеров. Их можно разделить на несколько категорий.
Есть облачные провайдеры, которые возникли на базе коммуникационных операторов («Ростелеком», CloudMTS), интернет-компаний (Yandex Cloud, VK Cloud), системных интеграторов (Облако КРОК) и даже банков (Cloud.ru от «Сбера»).
Развитие облачной инфраструктуры требует значительных инвестиций. Неудивительно, что большинство компаний, занимающихся этим бизнесом, входит в крупные холдинговые структуры. Из топ-5 провайдеров России только Selectel можно отнести к компаниям, независимым от государства либо от крупных частных корпораций.
Помимо происхождения, облачные провайдеры отличаются также своей специализацией. Так, «Ростелеком» и Cloud.ru достаточно плотно работают с государственным сектором. Selectel работает как с малым бизнесом, так и с крупными заказчиками и лидирует в сегменте выделенных серверов (bare metal). А, например, Yandex Cloud фокусируется на платформенных сервисах (PaaS).
Всего на российском облачном рынке работает около 40 компаний. Можно утверждать, что в ближайшие годы российских облачных провайдеров ожидает не только рост рынка, но и консолидация. Лидеры будут расти быстрее, а отстающие либо будут терять долю рынка, либо объединяться с более крупными игроками.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора