К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дорога в облака: почему отечественный рынок вычислений стал стремительно расти

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российские компании все активнее передают свою IT-инфраструктуру облачным провайдерам. Почему так происходит, а также о конкуренции на рынке, росте объемов хранящихся данных и дефиците IT-специалистов рассуждает в колонке для Forbes партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева

Мировой рынок аутсорсинга IT-инфраструктуры (облаков) составляет около $200 млрд в год, а российский — менее $1 млрд, зато быстро растет. По оценке iKS-Consulting, объем облачного рынка России в 2026 году может превысить 199 млрд рублей, удвоившись по сравнению с прошлогодними 86,6 млрд рублей.

И если на мировом облачном рынке сложилась тройка лидеров — Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud, то в России борьба за лидерство еще впереди, несмотря на наличие известных публике крупных игроков, таких как «Ростелеком», Selectel, Yandex Cloud, Cloud.ru (бывший SberCloud) и VK Cloud.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Почему, имея высокий уровень развития IT, Россия пока отстает от развитых стран по проникновению облаков? На это есть исторические и психологические причины. В российской экономике высокая доля государственных компаний, которые настороженно относятся к аутсорсингу IT-инфраструктуры. Есть и прямые ограничения. Например, законодательство запрещает банкам хранить данные, составляющие банковскую тайну, в облачных сервисах.

 

Крупные частные компании в России также довольно консервативны. У большинства из них есть мажоритарный акционер, который предпочитает все держать под контролем и из соображений безопасности развивать IT-инфраструктуру в периметре своего предприятия. Исторически крупные компании часто создавали собственные информационные системы с нуля, формируя собственные IT-департаменты, и не привыкли делегировать это сторонним провайдерам.

Но в последние годы российский рынок облаков стал быстро набирать обороты благодаря ряду факторов. Рассмотрим их по порядку.

 

Эффект пандемии

Импульс развитию облачных сервисов придала пандемия COVID-19 в 2020 году и связанный с ней переход на удаленную работу. Они нарушили привычный корпоративный порядок и консерватизм. Оказалось, что не обязательно держать сотрудников в офисе под контролем — они могут достаточно эффективно работать и из дома. Компаниям понадобилась гибкость, возможность развертывать виртуальные рабочие столы, задействуя облака. В итоге многие из них пересмотрели свой подход и стали более восприимчивы к идее аутсорсинга IT-инфраструктуры.

Малый бизнес в пандемию активно переходил в онлайн, что стало стимулом роста рынка. Даже крупные компании начали передавать обработку данных, наименее критичных с точки зрения безопасности, облачным провайдерам. Они увидели, что ничего страшного с их данными не происходит: сторонние серверы работают устойчиво и безотказно — и постепенно переносят в облака и остальные данные.

Усложнение IT-систем и роста объема данных

Переносу IT-инфраструктуры в облака способствует увеличение объемов данных, которые надо где-то хранить и обрабатывать. Растущая цифровизация во всех отраслях сопровождается усложнением информационных систем. Мы все меньше напрямую общаемся с продавцами магазинов и сотрудниками банков, это взаимодействие перешло в интернет. За последние годы способ потребления товаров и услуг существенно изменился. Россияне переносят свои покупки в интернет, пользуются сервисами онлайн-образования и видеостриминга, заказывают еду и такси онлайн.

 

Привычные пользователям мобильные приложения и интернет-сайты — это лишь фасад происходящих изменений. Чтобы все это эффективно функционировало, компаниям нужно уметь предсказывать спрос, подключать к своим системам поставщиков, подрядчиков, курьеров-доставщиков, перестраивать работу складов и логистики. Для этого нужны более сложные IT-системы, новые серверы и передача части IT-инфраструктуры облачным провайдерам. Возникают и новые задачи для облаков: например, медицинские стартапы обучают нейросети на больших массивах рентгеновских снимков, чтобы в будущем они могли с высокой вероятностью определять по снимку, есть ли у человека рак.

Дефицит IT-специалистов

Парадоксально, но большое количество квалифицированных IT-специалистов в России некоторое время являлось сдерживающим фактором развития облачных сервисов. Даже малый и средний бизнес мог найти квалифицированных айтишников и самостоятельно поддерживать компетенции, связанные с IT-инфраструктурой внутри своего периметра. Но в последнее время конкуренция за IT-специалистов усилилась, часть из них перешла на работу из-за границы, а зарплаты оставшихся растут.

В таких условиях айтишники концентрируются вокруг крупных технологических компаний, а небольшим компаниям найти их становится сложнее и дороже. Это еще один аргумент для переноса IT-инфраструктуры в облако, помимо экономии на серверном и сетевом оборудовании, которые облачный провайдер берет на себя, предоставляя доступ к ним как услугу.

Конкурентный ландшафт

На российском облачном рынке в последние годы появилось много конкурирующих провайдеров. Их можно разделить на несколько категорий.

Есть облачные провайдеры, которые возникли на базе коммуникационных операторов («Ростелеком», CloudMTS), интернет-компаний (Yandex Cloud, VK Cloud), системных интеграторов (Облако КРОК) и даже банков (Cloud.ru от «Сбера»).

 

Развитие облачной инфраструктуры требует значительных инвестиций. Неудивительно, что большинство компаний, занимающихся этим бизнесом, входит в крупные холдинговые структуры. Из топ-5 провайдеров России только Selectel можно отнести к компаниям, независимым от государства либо от крупных частных корпораций.

Помимо происхождения, облачные провайдеры отличаются также своей специализацией. Так, «Ростелеком» и Cloud.ru достаточно плотно работают с государственным сектором. Selectel работает как с малым бизнесом, так и с крупными заказчиками и лидирует в сегменте выделенных серверов (bare metal). А, например, Yandex Cloud фокусируется на платформенных сервисах (PaaS).

Всего на российском облачном рынке работает около 40 компаний. Можно утверждать, что в ближайшие годы российских облачных провайдеров ожидает не только рост рынка, но и консолидация. Лидеры будут расти быстрее, а отстающие либо будут терять долю рынка, либо объединяться с более крупными игроками.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+