К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не бегите за белым кроликом: почему бизнес-образование не обещает быстрый результат

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Количество поисковых запросов об управленческом образовании с 2019-го по 2021 год по всему миру выросло втрое, гласит статистика Google Trends. Бум образовательных форматов связан с демократизацией обучения и расширением рынка массовых онлайн-курсов (MOOC). В ближайшие семь лет ему прогнозируют рост более чем на 30%. Булат Нуреев, директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления «Сколково», рассказывает, как оценить качество образовательной программы и почему плохих форматов обучения не бывает

Несмотря на интерес к онлайн-образованию, медианный процент завершения онлайн-курсов во всем мире — 12,6%. И это говорит о другом актуальном вопросе — качестве образовательных программ. Как заранее оценить качество обучения? 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Короткое и длинное знание 

Нельзя однобоко сказать, что какой-то один образовательный формат, например онлайн, плох. Чтобы получить первое представление о какой-либо новой сфере или отработать один простой навык, открытые онлайн-курсы могут быть прекрасным решением. Но они не могут помочь с качественным изменением человека, его личной или профессиональной трансформацией. На практике это означает: был один управленец — стал другой, состоялся переход в другую лигу. Был один человек — стал другой, более осознанный и эффективный. Выбор образовательной программы отталкивается от задачи, которую перед собой ставит взрослый человек. Однако если человек ставит перед собой длинные цели, есть несколько аспектов, которые могут помочь оценить заранее качество образовательного продукта. 

Во-первых, это профессорский состав и подход к обучению. Онлайн-курсы ориентированы на объем продаж, это коммодити-бизнес. В этом их ключевое отличие от образовательной программы, основанной на адмиссии, когда по итогам специального собеседования образовательный продукт подбирается под задачу и бэкграунд человека, а группа — по общности ценностей и профессионального опыта.  Поэтому так важно, с кем ты в группе. Если у вас нет схожей ситуации в бизнесе, вы не сможете находиться в одном образовательном пространстве. Кроме того, адмиссия отвечает за то, чтобы образование решало личную задачу студента. 

 

В оффлайн-программах преподаватели работают с личными и коллективными смыслами группы студентов в режиме разговора и рефлексии. Новые человеческие качества или навыки «прорастают» долго. Во время обучения на коротких образовательных программах можно приобрести простой, «короткий» навык или сформировать первое представление о дисциплине. Чтобы дорастить до мастерства новый навык или качество, начать бессознательно его применять, требуется длительное время и практика. Кроме того, оффлайн-программы учат человека учиться. Это второй критерий качества образования. 

Как научить учиться 

Идея life-long learning — обучения и переобучения, которое длится всю жизнь, — становится все более близкой бизнес-лидерам и на индивидуальном, и на корпоративном уровне. Личная мотивация и ситуация могут быть очень разными: от повышения своей стоимости на рынке в роли наемного менеджера до формирования новых бизнесов или изменения существующих в роли основателя или руководителя компании. Существует масса качественных онлайн-программ ведущих образовательных учреждений со всего мира, а также курсов от экспертов-практиков в определенной области бизнеса. Наряду с ними существует и нечестный подход, своего рода обман — как со стороны студентов, так и со стороны основателей курсов. Это глобальная проблема: достаточно посмотреть на динамику поисковых запросов и публикаций по темам вроде «Как с помощью онлайн-курсов обеспечить себе шестизначный пассивный доход». 

 

Главный вызов, с которым сталкиваются бизнес-школы в России — научить взрослых людей учиться. В международной практике этому учат еще в школе. Российские студенты, приходя на программу, не всегда ставят образовательные цели самостоятельно. При этом они могут обладать колоссальным бизнес-опытом и быть намного сильнее своих зарубежных коллег как управленцы. Такой контраст — особенность нашего культурно-исторического этапа. 

Научить учиться взрослых людей — большая научная задача, в мире за последнее время появилось немало литературы на эту тему. Как сделать так, чтобы человек был самостоятельным в образовании, сам ставил себе цели? Чтобы он апеллировал к своему прикладному, практическому опыту? Или, если у него нет прикладного опыта в этой области, мог опереться на образовательный опыт внутри программы.

В то же время управленческое знание очень прагматично, оно должно расширять и дополнять деятельность. Рассмотрим, например, выход на рынок Китая. Мы не стремимся к тому, чтобы студент мог поддержать диалог об особенностях партийных интриг внутри коммунистической партии или разбирался в тонкостях конфуцианской философии. Мы готовим человека, как боксера: он должен понимать, как противник двигается, как уходит от атак, какие у него финты, в каком физическом состоянии он окажется к четвертому раунду. 

 

Внешний совет директоров 

Как правило, качественную длительную образовательную программу выпускники долго вспоминают как один из главных опытов в своей жизни. Поэтому люди, которые вместе прошли этот опыт, — это не просто знакомства (нетворк), это еще окружение на оставшуюся жизнь (тимворк). Один из важных результатов бизнес-обучения, который называют выпускники: «Через полгода моя записная книжка поменялась. Теперь я разговариваю с другими людьми, их суждение для меня важно». 

Окружение, которое формируется в качественных образовательных программах, состоит из людей одного круга, но при этом абсолютно непохожих. Сталкиваясь с одними и теми же ситуациями, они  работают с ними по-разному. В управленческом образовании группа исполняет роль внешнего совета директоров. Но для этого студенты должны пройти определенную дистанцию, сформировать доверие друг к другу. Когда это происходит, собираются 50–60 квалифицированных управленцев, к которым можно принести какой-то вопрос или задачу из бизнеса. И над ней час может поработать внешний совет директоров. Посчитайте издержки на содержание совета директоров в год, и это даст понимание ценности программы — оно сильно выше, чем ее стоимость. 

Еще один момент, который теряется в онлайне, — многокомпонентность обучающего процесса, важность физического присутствия. Человек учится не только умом. Ему важна энергетика группы, реакция тех, кто воспринимает ту же тему, вкусы, запахи, пространство. Онлайн пока не достиг того уровня развития технологий, чтобы полностью это заменить.  

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+