Власти России хотят пополнить бюджет, подняв цены на газ и налог: что из этого выйдет
Правительство России ищет способы пополнения бюджета. Один из них — повышение внутренних цен на газ и изъятие через налоги большей части выручки от этой индексации у «Газпрома» и других добывающих газ компаний. Ожидается, что эти меры принесут в бюджет порядка 380 млрд рублей.
Тарифы на газ в России условно делятся по категориям и ценовым поясам. Категории — это жители частных домов и квартир, куда проведен газ, с одной стороны, и промышленные предприятия — с другой. Ценовые пояса организованы по принципу удаленности конкретного потребителя от региона, где происходит добыча газа: чем дальше, тем выше тариф.
Тарифы на газ устанавливают региональные власти в соответствии с приказами Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Изменение тарифов до прошлого года происходило ежегодно с 1 июля. В 2022 году правительство приняло решение перенести индексацию тарифов на газ с 1 июля 2023-го на 1 декабря 2022-го и поднять их и для промышленности, и для населения на 8,5%. Чтобы компенсировать этот рост, отказались от индексации тарифа в 2023 году.
Но 17 июля 2023 года был зарегистрирован приказ ФАС о повышении цен на газ, добываемый «Газпромом», для всех категорий потребителей с 1 июля 2024-го на 8% и еще на 8% — с 1 июля 2025-го. Затем 22 сентября был опубликован «Прогноз социально-экономического развития России на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», подготовленный Минэкономразвития. В нем говорится, что в 2024-м оптовые цены на газ для всех категорий потребителей поднимутся не на 8%, а на 11,2%, а далее — в 2025-м на 8,2%, в 2026-м цена для населения поднимется на 3%, для всех остальных потребителей газа — на 4%. К тому же цены на газ для промышленных потребителей, кроме ЖКХ и электроэнергетики, будут увеличены еще на 10% уже с 1 декабря 2023 года.
Прогноз также предлагает с 1 июля 2024 года повысить тариф на транспортировку газа на 10,2%, с 1 июля 2025-го — на 7,2% и с 1 июля 2026-го — на 4%.
Однако газовикам светят не только дополнительные доходы, но и расходы. 17 ноября Госдума приняла в третьем, окончательном чтении внесенный правительством законопроект, которым предусматривается повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Повышение налога, по мнению авторов законопроекта, должно принести в федеральный бюджет дополнительные поступления в 380 млрд рублей в 2024–2026 годах. И это повышение, согласно документу, коснется не только главного производителя газа в России — «Газпрома», но и других производителей, и их — в большей степени.
Газ добывает не только «Газпром»
Газ в России добывают много нефтегазовых компаний. «Газпром» и «Новатэк» — крупнейшие добытчики, но есть и вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), лидером среди которых по добыче газа является «Роснефть». Добывают газ в значительных объемах также «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. Объем добычи газа у ВИНК составляет примерно около 100 млрд куб. м. В 2022 году в России общая добыча газа составила 674 млрд куб. м, на долю ВИНК пришлось порядка 15%.
Казалось бы, компании должны были бы этот попутный газ продавать на внутреннем рынке, но по факту это не так. Поскольку экспортные продажи трубопроводного газа разрешены только «Газпрому», а сжиженного природного газа (СПГ) — «Газпрому» и «Новатэку», только ряд нефтяных компаний сдает добываемый газ в систему «Газпрома», продавая его по государственным ценам, которые устанавливает ФАС. В результате на рынке российского газа фактически присутствуют всего три компании: «Газпром», на долю которого на внутреннем рынке приходится 63% продаж, «Новатэк» с 18% и «Роснефть» с 15%. Их общие поставки составляют чуть больше 95% от общего объема товарных поставок газа на внутренний газовый рынок.
Для транспортировки газа независимые производители используют трубопроводы «Газпрома», поскольку никаких иных вариантов просто не существует. «Газпром» ведь, как известно, также является собственником и оператором Единой системы газоснабжения (ЕСГ), поэтому независимые производители газа бронируют соответствующие трубопроводные мощности у «Газпрома», оплачивают транспортный тариф и обеспечивают доставку газа своим потребителям.
Объемы внутреннего потребления в открытой статистике не публикуются. На экспертном уровне, как правило, оценивается видимое потребление, при котором из объемов добычи вычитаются объемы экспорта и объемы, которые закачиваются в газовые хранилища. В 2021 году видимое потребление оценивалось примерно в 528 млрд куб. м, в 2022-м — в 512 млрд куб. м.
Товарное же потребление газа внутри России значительно меньше, поскольку значительные объемы добываемого газа в стране относятся к так называемому нерыночному потреблению, которое включает использование газа для собственных нужд в нефтегазодобыче, для поддержания функционирования ЕСГ и т.д. За вычетом этих объемов товарное потребление газа в России сжимается до 420–430 млрд куб м. Однако более точно можно подсчитать объемы товарного потребления газа в так называемой зоне ЕСГ, которое обладает высокой степенью инерционности и составляет порядка 400 млрд куб. м в год.
Так вот в структуре товарного потребления газа в зоне ЕСГ на долю электроэнергетики приходится 40%, на население и ЖКХ — 23%, а остальное на промышленность: металлургию, агрохимию, производство строительных материалов и некоторые другие отрасли.
Выгода заканчивается на Урале
До 2022 года между «Газпромом» и правительством существовала негласная договоренность: за счет экспортных поступлений газовый гигант реализует свои инвестиционные программы и при этом цены внутри страны серьезно не растут.
«Газпром» шел на это, хотя его продажи внутри страны в последние годы стали генерировать убыток или находились в зоне нулевой рентабельности. Но ситуация 2022 года кардинально изменила положение вещей. Объемы экспорта на самый премиальный европейский рынок сократились со 140 млрд куб. м в 2021 году почти в два раза — до 76 млрд куб. м в 2022-м, а в этом году мы ожидаем сокращения до 25 млрд куб. м. Понятно, что в этой ситуации обслуживание внутреннего рынка газа для «Газпрома» становится тяжким бременем, и он через правительство стал продавливать повышение внутренних цен.
Сейчас средняя оптовая цена газа в России чуть меньше 5000 рублей за 1000 куб. м. По этой цене доставлять газ из Западной Сибири в европейскую часть России уже невыгодно. Выгода заканчивается на Урале. В плюсе находятся только поставки в Свердловскую область, где существует жесткая конкуренция с независимыми производителями газа, «Роснефтью» и «Новатэком». И «Газпром», естественно, эту конкуренцию проигрывает, потому что не может предлагать такие же гибкие условия продажи газа.
Решение проблемы «Газпром» видит через повышение предельной цены на газ внутри России сразу в два раза начиная уже со следующего года или примерно до 9000 рублей за 1000 куб. м. Естественно, на такие меры правительство пойти не могло, поскольку это имело бы негативный макроэкономический и социальный эффект. Тем более что президент в 2020 году объявил программу социальной догазификации.
Поэтому было принято текущее решение повысить с 1 декабря нынешнего года на 10% цену для промышленных потребителей, но не для электроэнергетики, населения и ЖКХ, основных потребителей газа в России. То есть 63% потребителей газа внутри страны изменений по ценам пока не почувствуют. А вот в июле 2024 года уже для всех категорий потребителей, включая и энергетику, и население, и ЖКХ, тарифы вырастут на 11,2%. Для промышленности менее чем за год они вырастут на 21,2%.
Уравнять «Газпром» с независимыми производителями
Ранее налоговая политика в газовой отрасли предполагала, что все «перекосы» во внутреннем регулировании будут перекрывать доходы от экспорта, и НДПИ за газ в основном платил «Газпром». «Газпром» выплачивал 85% газового НДПИ в России, добывая примерно 60% газа. Многие независимые производители газа были освобождены от уплаты НДПИ по газу из-за различных налоговых льгот.
Нефтегазовые компании, такие как «Роснефть» или «Лукойл», добывают попутный нефтяной газ, скапливающийся на нефтяных месторождениях, который не облагается НДПИ. Льготы по НДПИ были у «Новатэка», который поставляет СПГ на экспорт. Кроме того, НДПИ на газ был привязан к стоимости газа на экспортных рынках. Это касалось «Газпрома», который газ добывает и экспортирует.
«Газпром» жаловался на то, что он платит повышенную ставку НДПИ, а независимые производители платят лишь базовую ставку. Правительство в рамках пакетного решения по двухэтапному повышению цен на газ для конечных потребителей скорректировало налоговую нагрузку в отрасли. Принятые решения направлены на подъем ставки для независимых производителей, чтобы налоговые условия «Газпрома» и независимых производителей если не совсем выровнялись, то хотя бы приблизились к более справедливой ситуации.
НДПИ платят компании, которые не производят СПГ на экспорт и не добывают попутный нефтяной газ. У некоторых нефтяных компаний, кроме добычи попутного газа, есть и непосредственная добыча газа, например у «Роснефти» есть дочерняя газовая компания «Роспан». Дочерняя компания производителя алмазов «Алроса», «Алроса-Газ», также добывает газ в Якутии. На них распространяются обычные ставки НДПИ для газовых месторождений.
Кто выиграет от нововведений
По сути, единственным бенефициаром регуляторных нововведений на ближайшие годы станет государство. Государство хочет повысить собираемость налогов в газовой отрасли, чтобы улучшить пополнение бюджета. Чтобы «Газпрому» выйти в плюс и иметь коммерческий интерес для работы на внутреннем рынке, необходимо почти двукратное повышение цен на газ для всех категорий потребителей. Кроме того, «Газпром» еще хотел повышения тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам в 2,5 раза, но получил лишь повышение на 10,2% с июля следующего года, что тоже его вряд ли может устроить.
В целом проводимая политика сегодня даже не латает дыры и не решает проблем внутреннего рынка газа. Решить эту проблему можно постепенным переходом к управляемой либерализации и дерегулированию. Без этого «Газпром» все время будет недоволен низкими темпами повышения тарифов, государство будет сдерживать эти тарифы, чтобы не вызвать волну народного недовольства, потребители будут жаловаться на рост цен, а в итоге все будут друг друга обвинять и искать виноватых.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора