Держите крепче: защита и перераспределение активов стали главными трендами 2023 года
Концерн «Покровский»
Наверное, самым примечательным событием этого года в сфере разрешения споров стал иск Генеральной прокуратуры России к бенефициарам концерна «Покровский» — одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в России. Долгое время агросектор в Краснодарском крае был предметом споров между разными группировками: сначала активами управляла «банда Цапков», а в последующем в противоборство с ними включились бенефициары концерна «Покровский».
В начале 2023 года Верховный суд вынес знаковое определение в пользу одного из фермеров, у которого «цапковские» насильно отобрали все имущество и семью которого долгое время держали в страхе. Верховный суд защитил фермера и поставил точку в вопросе гегемонии группировки в Краснодарском крае.
Решение Верховного суда стало отправной точкой для урегулирования ситуации в регионе. Логичным следующим шагом стал анализ деятельности концерна «Покровский», в результате которого Генпрокуратура пришла к предсказуемым выводам о том, что все активы концерна нажиты в результате коррупционной деятельности бенефициаров. В октябре 2023 года Лабинский городской суд Краснодарского края взыскал имущество бенефициаров «Покровского» в пользу государства. Одним из факторов, объясняющих вмешательство прокуратуры, стал затяжной конфликт самих акционеров, который привел к снижению эффективности концерна.
Этот пример демонстрирует тенденцию, которую мы, вероятно, будем наблюдать в ближайшее время. Стратегические секторы российской экономики будут и дальше подвергаться точечной корректировке, целью которой является увеличение их производительности и исключение из бизнеса маргинальных элементов.
Пример с «Покровским» является ярким, но не единственным случаем, когда государство возвращается к вопросам о способах накопления капитала и к дальнейшему перераспределению активов в пользу наиболее эффективных управленцев.
«Балтика» и «Данон»
Еще одним способом такого перераспределения стало введение внешнего управления на предприятиях с иностранным участием, таких как «Балтика» и «Данон Россия». Согласно Указу президента России, доли иностранных акционеров в этих компаниях были переданы во временное управление Росимущества. Ранее такую же меру приняли в отношении компаний «Юнипро» и «Фортум» (владельцы — немецкая Uniper и финская Fortum соответственно).
Указ о временном управлении долго и резонансно обсуждался и появился в конце апреля 2023 года. Механизм, им введенный, нельзя называть национализацией, так как он не лишает иностранных акционеров права собственности, а запрещает им принимать управленческие решения. Эта мера представляется крайней, направленной на решение социальных задач занятости и обеспеченности населения потребительскими товарами.
Полагаем, в будущем году таких кейсов введения внешнего управления не будет много. Их возникновение будет зависеть от позиций конкретных иностранных инвесторов, стратегического характера компании или предприятия и его влияния на социальную сферу и соответствующую отрасль.
Российские инвесторы vs Euroclear и Clearstream
Внесение Национального расчетного депозитария в санкционные списки ЕС привело к блокировке российских активов в Европе. Инвесторы разными способами пытаются получить доступ к ним: альтернативные сделки, получение лицензии и судебные споры. Так, банк «Санкт-Петербург» подал иск в бельгийский суд, выиграл дело и взыскал в свою пользу средства, номинированные в евро.
Примечательно, что российские арбитражные суды начинают вырабатывать свои подходы к подобным спорам. За год арбитражные суды зарегистрировали более 30 исков с участием Euroclear Bank в качестве ответчика. Крупнейшее требование (184,8 млрд рублей) принадлежит управляющей компании «Первая». Кроме европейских, знаковые споры начались и с американскими финансовыми институтами. В частности, банк «ФК Открытие» выиграл судебный спор с Goldman Sachs, взыскав задолженность в размере 614,7 млн рублей.
Да, в российских судах сформировалась устойчивая правовая позиция, позволяющая российским инвесторам защитить свои права, но важным вопросом здесь остается исполнимость тех решений, которые приняты или будут приняты.
Тренд на глобальный зачет или обмен
Вопрос о том, можно ли обратить взыскание на средства счетов «С», перед судами не ставился и не исследовался, хотя это представляется логичным, учитывая политико-правовой контекст. Совокупный объем средств на счетах типа «С» по состоянию на начало ноября 2022 года Банк России оценивал как превышающий 280 млрд рублей, а по оценкам Минфина России, за рубежом заблокировано активов российских розничных инвесторов на сумму 1,5 трлн рублей. Восьмого ноября правовые основы для своего рода обмена или зачета этих средств были заложены Указом президента России №844.
Полагаем, что 2024 год пройдет под знаком выработки механизмов исполнения этого указа. Эта мера, по нашему мнению, направлена на поддержание динамического баланса между Россией и «недружественной» частью мирового сообщества.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора