К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время оформлять сделки: почему технологические компании стремятся на продажу

Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Осень 2023 года оказалась богатой на новости про IPO в российской IT-отрасли: это и возвращение Softline на Московскую биржу, и нашумевшее размещение «Астры», и планы по выходу на IPO разработчика автоматизированных банковских систем «Диасофт» и сервиса каршеринга «Делимобиль». Директор инвестбанка Aspring Capital Анна Аралова в колонке для Forbes рассуждает, почему в этом году наблюдается всплеск активности компаний из сектора ТМТ (телеком, медиа, технологии), желающих привлечь новых инвесторов, но при этом в большинстве случаев выбирается другой путь — через сделки M&A

Осенью 2023 года наблюдается удивительная синхронизация предложения собственников технологических бизнесов по продаже активов и спроса на подобные активы как со стороны стратегических, так и финансовых инвесторов. При этом выход на IPO в сегменте — история хотя и громкая (в том числе из-за освещения каждого выхода в СМИ), но пока редкая. Хотя таргеты, то есть продаваемые активы, за последнее время серьезно «подросли», среди них пока еще крайне мало тех, кто может себе позволить выход на IPO. И потому переход права собственности на этом рынке традиционно происходит с помощью сделок M&A.

Возросшую активность как инвесторов, так и таргетов мы увидели еще в начале 2023 года. Прошлогодние распродажи, вызванные выходом иностранных игроков, существенно снизили ожидания по оценкам на рынке M&A. Кроме того, спрос на активы также упал — многие стратегические инвесторы предпочли временно отказаться от покупок в ожидании развития событий. Например, «Яндекс» приостанавливал свою активность на рынке M&A на фоне внутренней реструктуризации. Поэтому многие собственники бизнеса в прошлом году приняли вполне разумное решение взять тайм-аут до лучших времен. И сейчас, судя по всему, они наступают.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Что ищет инвестор в ТМТ

Сейчас уровень турбулентности снизился (или просто все мы адаптировались), время распродаж заканчивается, конкуренция за дешевые активы остается крайне высокой, и у инвесторов появляется готовность покупать, давая при этом разумную оценку проектам. Например, интересуются предложениями в отношении технологических активов финансовые инвесторы, в том числе family offices, представляющие интересы состоятельных частных лиц. Они приходят с запросами к инвестбанкирам по приобретению как миноритарной доли в компании, так и контрольного пакета или же 100% актива. Привлекает финансовых инвесторов далеко не всегда дивидендная доходность, тем более что таргеты из сектора ТМТ с высокой дивидендной доходностью встречаются нечасто. Эту категорию покупателей также интересует монетизация при выходе из актива в будущем: через то же IPO, продажу стратегическому инвестору, консолидацию с другим бизнесом и последующую перепродажу. По размеру таргетов интерес скорее видим либо к венчурным, либо к крупным историям.

 

Активизировались и стратегические инвесторы. Для них в первую очередь важна возможная синергия с собственным бизнесом. И это логично: когда имеешь большую аудиторию, почему бы не «раскатать» на нее новый сервис? Кроме того, для стратегических инвесторов сделки M&A — это едва ли не единственная возможность роста. Например, тот же МТС последовательно строит свою экосистему (хотя часть игроков отходят от этой идеи), и именно с этой целью активно рассматривает таргеты из различных сегментов. При этом стратегические инвесторы не занимались самостоятельным поиском активов (по крайней мере летом и осенью 2023 года) — они буквально завалены предложениями и выбором подходящих таргетов.

И финансовые, и стратегические инвесторы стали намного быстрее принимать решение на уровне «интересно посмотреть / не интересно». Если год назад потенциальный покупатель мог брать паузу на раздумья, в том числе с вовлечением большой команды, то сейчас счет идет уже на дни.

 

Продать — не продать

У собственников бизнеса, желающих продать актив, может создаться неверное впечатление, что на сегодняшний день рынок M&A — это рынок инвестора, конкуренции за проекты нет и таргету остается лишь ждать, выберут его или все же нет, будет ли достойная оценка или придется «уходить на второй круг».

На самом деле все очень зависит непосредственно от самого актива. Не буду называть имена, но недавно мы наблюдали буквально битву титанов за одну технологическую компанию: несколько стратегических инвесторов увидели прекрасную синергию со своим бизнесом, и страсти разгорелись не на шутку. Можно вспомнить и громкие публичные истории, например когда иностранцы выходили из Avito, — был огромный тендер, множество интересантов, включая стратегических инвесторов и участников списка Forbes.

К сожалению, встречаются кейсы, когда весьма достойный актив не находит своего покупателя. Например, в нашей практике была компания, растущая стабильно на десятки процентов в год. Инвестора с достойной оценкой так и не нашлось, и собственники решили продолжить заниматься бизнесом и попробовать вернуться на рынок в следующем году.

 

Сейчас очень часто акционеры продают бизнес как раз потому, что нет внутренней уверенности, что рынок или внешняя среда будут меняться в лучшую сторону в ближайшие годы. Именно поэтому они принимают решение выходить на сделку сейчас, когда бизнес на подъеме, когда «поймали волну». Вторая частая причина — акционер не видит своего будущего в российском бизнесе, стремится выйти из всех российских активов вне зависимости от их реальных перспектив.

Оценка акционеров относительно будущих перспектив компании бывает как весьма субъективной, основанной на личных ощущениях, так и объективной. Например, распространенный кейс, когда вниманию потенциальных инвесторов предлагается проект, где на сегодняшний день все отлично, но нет четкой долгосрочной стратегии развития и будущие перспективы туманны. Чаще всего подобное бывает, когда акционер отошел от дел, а менеджмент плохо замотивирован — либо смотрит акционеру в рот, либо заботится лишь о выполнении собственных краткосрочных KPI. Там, где либо акционер строит у руля, либо у менеджмента долгосрочные KPI или опционы, картину с отсутствием перспектив развития бизнеса мы видим в разы реже. Хотя в принципе тренд по перспективам ТМТ-компаний позитивный — все чаще на рынок выходят таргеты с грамотным менеджментом, хорошей отчетностью и четким бизнес-планом на ближайшие годы.

Камни преткновения

Как потенциальные продавцы, так и покупатели часто спрашивают: на каком этапе стороны могут остановить процесс переговоров по сделке? Мой опыт показывает — практически на любом. От этого риска не застрахован никто, поэтому порой требуются серьезные усилия, чтобы довести дело до конца.

Существует устойчивое мнение, что в сделках M&A ключевой вопрос — цена. Но на сегодняшний день адекватная оценка — далеко не главная проблема. Куда важнее, как структурирован актив и будущая сделка. Так, вопрос «А можно ли нас в принципе продать?» в последнее время — один из наиболее распространенных. Например, акционеры хотят продать группу компаний, когда основной актив в России, но часть инфраструктуры находится за ее пределами. В этом случае для акционеров в принципе неочевидна возможность выхода на сделку.

Не менее важный вопрос при сделках M&A, кто продавец. Например, компания может представляться нам на 100% отечественным игроком, однако выясняется, что бизнес структурирован через «недружественный» холдинг и необходимо получение одобрения правительственной комиссии на его продажу. Можно ли будет получить такое разрешение в разумные сроки и по разумной оценке — всегда вопрос. На сегодняшний день любой «недружественный» иностранец в сделках M&A может усложнить процесс.

 

В обозримом будущем мы не видим причин ослабления интереса инвесторов, стратегических и финансовых, к сектору ТМТ. И потому тем, кто подумывает о расставании с активом, сейчас самое время попробовать выйти на рынок M&A. Несмотря на разные сложности (а они всегда были и обязательно будут), найти инвестора и получить адекватную оценку для компаний сектора ТМТ более чем реально.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+