К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Деанонимизация Сети: почему интернет никогда не был и не будет приватным

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Разговоры об уходе в прошлое приватности в онлайне, некогда считавшейся одним из важнейших свойств взаимодействия с Сетью, ведутся уже давно. Все больше стран берут под контроль распространение личных данных, все чаще можно услышать разговоры о всеобщем закручивании гаек, все громче хвалят «тот» интернет. Управляющий партнер и основатель российского хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин рассуждает о том, было ли виртуальное пространство на самом деле анонимным или то, что принято сейчас оплакивать, — лишь фикция и следствие неинформированности

Иллюзии и мечты

На заре своей эпохи интернет казался универсальным средством, с помощью которого можно было сделать все — и сделать это, сохраняя анонимность. В наивности такого подхода убедился хакер Ян Мерфи, который в 1981 году взломал системы телекоммуникационной корпорации AT&T. Работа оператора превратилась в хаос, но ответить за это пришлось очень скоро: Мерфи нашли, судили и приговорили к 1000 часов исправительных работ, а также к штрафу. Это был один из первых случаев привлечения к ответственности за киберпреступления, доказавший, что найти можно любого и никакой анонимности в Сети, как и в реальном мире, нет и быть не может.

Сегодня, спустя 40 с лишним лет после того эпизода, обширный цифровой след, тянущийся за каждый человеком, — уже данность. Законопослушный гражданин всегда «засветит» телефон, IP, родственников, на которых «записан» интернет, адреса заказов в онлайн-магазинах, второй телефон, VPN и многое другое. Эти данные, в том числе сведения из социальных сетей, уже сегодня служат подспорьем для банковских скоринговых систем, выдающих займы, и эта «привязка» будет только усиливаться: чего только стоит китайский опыт социального рейтинга, который уже сегодня, по ряду свидетельств, значительно влияет на жизнь и даже стиль поведения людей. Разумеется, найти такого человека относительно просто. Те же, за кем прослеживается минимальный цифровой след, уже вызывают подозрения: зачем кому-то добровольно отказываться от благ цивилизации, ему есть что скрывать?

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

 Согласно экспертным прогнозам, в 2025 году онлайн-преступность нанесет мировой экономике ущерб более чем на $10 трлн. Потому хватка государств будет только усиливаться: предложения о применении даже смертной казни к лицам, замешанным в самых опасных киберпреступлениях, есть уже сейчас. Более того, попытки сохранить анонимность или удалить из интернета те или иные данные уже давно признаны бесполезными, и те, кто уверен, что «эффект Стрейзанд» (социальный феномен, суть которого в том, что попытки изъять некую информацию из публичного пространства приводят к более интенсивному ее тиражированию. — Forbes) работает только в одну сторону, неизменно разочаровываются. Ведь до тех пор, пока до киберпреступника есть возможность добраться физически, его свобода всегда будет под угрозой. В США, например, еще с 2001 года действует Patriot Act, предоставляющий широкие полномочия по части слежки за гражданами, а местные силовики даже разрабатывают специальные защищенные мессенджеры, чтобы «подсадить» на их использование криминальные синдикаты. И это скорее нормально, чем нет: то, что значимая часть жизни людей перетекает в онлайн, неминуемо влечет за собой и то, что законы и нормы государства точно так же перейдут и в киберсреду.

 

Что именно мы «теряем»

То, что называют смертью анонимности в Сети, — ее логичное развитие, направленное на оптимизацию существующих методов работы, и это, к счастью или к сожалению, общемировая тенденция. Во Франции задумываются над фильтрацией контента на фоне беспорядков, в США ведут расследование утечек в Discord секретных данных, в Японии начинают борьбу с криминальными структурами, вербующими новых членов через соцсети. 

Иногда жесткие меры в отношении IT-сектора имеют под собой более чем прочное научное основание: так, исследование Уорикского университета выявило корреляцию между атаками на мигрантов в ФРГ в 2015–2017 годах в районах с высокой популярностью Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и распространением партией «Альтернатива для Германии» постов, направленных против приезжих. Кроме того, как выяснили исследователи Массачусетского технологического института, ложь распространяется в соцмедиа куда быстрее и обширнее, чем истина. Наступление на такую «свободу» ведется повсеместно и, стоит признать, бывает вызвано и чисто политическими соображениями — но в этом случае такая «атака» лишь переносит на Сеть практику реальной жизни в той или иной стране.

 

Другой же вопрос заключается в том, что фрагментация интернета продолжает набирать обороты. Единого пространства Сети во всем его многообразии нет уже давно: и речь не про пресловутый «Чебурнет» и аналоги, а про явление, согласно которому каждая страна желает, чтобы данные ее граждан не попадали в чужие руки и не выступали подспорьем в ведении в том числе и политической борьбы. Те же баны TikTok в США, претензии стран Евросоюза к Facebook, когда соцсети запретили показывать пользователям персонализированную рекламу без их согласия — все это звенья одной цепи.  Про фаерволл в Китае или индийские ограничительные меры, направленные на сохранение персональных данных, говорить на фоне этого уже излишне.

Несмотря на явные или мнимые политические мотивы, введение этих ограничений имеет под собой прочную экономическую основу: данные пользователей, пусть и обезличенные, — ценнейший ресурс. Биг дата — это и помощь в разработке новых девайсов или предложений, и инструмент увеличения продаж, и продукт сам по себе. Согласно последнему отчету We are Social, общее количество пользователей Сети превышает 5,16 млрд человек (64,4% населения планеты). Из этого числа 4,76 млрд человек являются активными пользователями соцсетей, большая часть которых разработана крупнейшими IT-гигантами, сосредотачивающими огромные пласты данных. И отдавать такой массив информации, тем более бесплатно, в руки корпораций не готова ни одна страна.

Выходы из этой ситуации простые: либо «приземлять» иностранные корпорации, заставляя их хранить информацию в каждой конкретной стране, либо создавать собственные аналоги на замену мировым гигантам. В России этот процесс еще только начинается, а в том же Китае фактически создана полноценная интернет-экосистема: «домашние» микроблоги Weibo, коммуникационная платформа WeChat, видеохостинг Youku и многое другое уже стало основой потребления и дистрибуции контента внутри страны. Вне сомнения, тренд, направленный на усиление контроля за данными пользователей соцсетей и попытки сохранить внутри национальных экономик средства, заработанные на гражданах того или иного государства, будет только усиливаться.

 

Интернет нон-стоп

Первые автомобили были доступны лишь избранным и могли ездить как угодно, но с приходом массовости были выработаны правила и нормы поведения на дороге. То же самое и с интернетом: он никогда не был сформировавшейся единицей и продолжит развитие. И, как ни парадоксально, но с обоснованностью текущего вектора его развития согласны практически все государства мира.

Вряд ли кто-то всерьез будет бороться с «левыми» именами в социальных сетях или фейковыми аккаунтами — эти данные просто не нужны. Желающие анонимно сидеть на имиджбордах получат для этого все возможности, но факт того, что анонимность эта мнимая, продолжит нависать над обществом — точно так же, как это было еще в 1980-х.

Чем больше денег, власти и прочих ресурсов будет находиться в прямой зависимости от Сети, тем проще будет найти каждого конкретного человека, который стоит за тем или иным сообщением, действием, публикацией. И чем раньше все это поймут, тем меньше ошибок совершат в дальнейшем.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+