К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Пока мировой рынок IT-аутсорсинга, по оценкам Reportlinker, демонстрирует весьма умеренный рост на 3,69% в год, в России только за 2022 год более трети компаний увеличили потребление сторонних продуктов и услуг в этой области. Игорь Никитин, CEO компании WeMakeTeam, рассуждает о том, какие тренды сейчас доминируют в IT-аутсорсинге на отечественном рынке и какие запросы компании стремятся закрыть с помощью подрядчиков

В мире: медленно, но уверенно

Объем мирового рынка IT-аутсорсинга вырастет с $585,57 млрд в 2023 году до $701,88 млрд в 2028-м, прогнозирует Reportlinker. Один из основных драйверов, как считают аналитики Statista — это продолжающаяся нехватка IT-специалистов в глобальном масштабе. Если в 2015 году 58% опрошенных компаний признавали, что им не хватает квалифицированных IT-кадров, то к 2022 году этот показатель достиг впечатляющих 70%.

Вторым фактором роста популярности IT-аутсорсинга аналитики называют сохранение мирового тренда на цифровизацию процессов. В IDC прогнозируют увеличение инвестиций в эту сферу: в 2022–2024 годах они будут расти на 15,5% в год. К 2024 году объем рынка достигнет $6,3 трлн, что составит 55% всех инвестиций в информационно-коммуникационные технологии.

Третий, отмеченный Statista фактор, — начавшееся в пандемию и продолжающееся до сих пор распространение домашних офисов и корпоративных приложений. Удаленный и гибридный форматы работы дают компаниям преимущества на рынке найма, но требуют серьезной трансформации IT-инфраструктуры. Недавнее исследование ManpowerGroup показывает, что прошедшим летом 40% открытых в технологическом секторе вакансий допускали удаленную или гибридную работу. Похожие показатели наблюдались и в других отраслях — финансах, бухгалтерском учете, страховании.

 

Если говорить о задачах, которые чаще отдаются на аутсорс, то здесь можно выделить разработку сервисов, IT-поддержку, управление инфраструктурой, эксплуатацию бизнес-приложений.

Наш международный опыт позволяет выделить в отдельное направление IT-аутсорсинг, к которому прибегают стартапы. На рынке все меньше молодых «гаражных» компаний, готовых создавать рабочий прототип своего продукта полностью самостоятельно. Сильно сократить время выхода на рынок позволяет привлечение внешней команды разработки: продуктолога, программиста, аналитика, дизайнера интерфейсов, тестировщика.

 

Этим определяется потребность в IT-аутсорсинге в мире. Российский рынок в чем-то похож на него, а в чем-то кардинально отличается.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

В России: спешка и бурный рост

По результатам опроса TAdviser и Innovative People, в 2022 году каждая третья отечественная компания увеличила потребление услуг IT-аутсорсинга. Каждая четвертая намерена нарастить бюджет на него в 2024 году. Аналитики «Технологий доверия» (бывшая PwC) подсчитали, что российские компании уже передают на аутсорсинг более 10% IT-услуг. Этот показатель все еще втрое ниже общемирового и, очевидно, будет расти.

Факторы, влияющие на бурный рост спроса на услуги IT-аутсорсинга в нашей стране, можно разделить на глобальные и локальные. Как и во всем мире, в России ощущается острая нехватка IT-специалистов. И без того тяжелая ситуация усугубилась в связи с релокацией многих опытных инженеров и менеджеров за пределы России.

 

Вполне в глобальном тренде Россия и в том, что касается цифровизации и удаленной работы. Сверстанные еще в 2021 году планы развития IT-инфраструктуры продолжают выполняться, если на их пути не возникли непреодолимые препятствия, о которых чуть ниже.

Что касается специфических для страны факторов, то здесь начать можно с вызовов, связанных с завершением контрактов на поддержку продуктов ушедших из России поставщиков ПО. Распространенную сейчас на рынке ситуацию можно проиллюстрировать примером Oracle.

Компания ушла и прекратила поддержку клиентов, оставив их наедине с необходимостью переходить на другое решение. Отсутствие адекватных по своим возможностям альтернатив и стоимость перехода на российские платформы с их одновременной доработкой заставили бизнес искать подрядчиков, способных на протяжении еще как минимум нескольких лет обеспечивать работу прежних платформ без участия вендора.

В случае с Oracle дело решилось тем, что менеджмент российского подразделения компании создал независимое юридическое лицо Data Prime и предложил рынку свои услуги по консалтингу и техническому обслуживанию платформы уже как независимая IT-компания. А, например, бывший генеральный директор SAP в России ушел в новый проект «Лаб СП», который тоже займется поддержкой бывших клиентов немецкой компании в качестве подрядчика.

Еще одним фактором, определяющим ландшафт IT-аутсорсинга в России, является курс на импортозамещение. Субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны завершить переход на отечественное ПО к 2025 году — таково законодательное требование. Оставим за скобками оценку реалистичности этого плана, заметим лишь, что именно импортозамещение заставляет даже вполне «некритичный» российский бизнес искать замену иностранному ПО. Дорабатывать его, если оно есть, или создавать с нуля, если аналогов нет. И то и другое требует привлечения IT-аутсорсинга, так как времени на плановое развитие собственных компетенций уже нет.

 

Отдельно можно выделить сектор информационной безопасности (ИБ). В 2022 году российский бизнес столкнулся с 1,2 млн DDoS-атак. Аналитики DDoS-Guard полагают, что 2023 год может перекрыть показатели 2022-го на 300%. Для организации адекватной текущим вызовам ИБ-службы требуются высококвалифицированные специалисты, найти которых на рынке — серьезный вызов для HR-департамента. Эксперты называют лишь две альтернативы — внедрение «облачной» ИБ-платформы и ИБ-аутсорсинг.

IT-аутсорсинг для больших и маленьких

Начнем с небольших компаний, идущих по пути цифровизации. У такого бизнеса нет ни времени, ни бюджета для развития собственного центра IT-компетенций. Особенно если это не профильная для компании деятельность. В этом случае выходом может стать либо полностью заказная разработка проекта, либо доработка более или менее подходящего «коробочного» решения — также силами привлеченных подрядчиков.

Что касается крупного бизнеса, то здесь сейчас все гораздо интереснее. Именно среди корпоративных заказчиков происходит эволюционный слом отношения к собственным IT-департаментам и привлечению внешних сил.

Мир разгоняется. Принципы развития проектов все больше смещаются в направлении непрерывной поставки кода в IT-среду. Мы, как системный интегратор и вендор, видим, что в России темпы выпуска релизов ниже: в некоторых IT-сервисах может выходить по одному обновлению продукта в месяц. Некоторые наиболее передовые компании переходят на еженедельные апдейты. В это время за рубежом, например, Amazon выпускает более одного обновления в секунду! Да, речь идет о небольших сервисах, которые развиваются множеством маленьких автономных команд, но именно в этом и заключается все более широко применяемая в мире технология непрерывной разработки и непрерывной поставки изменений в IT-среду, известная как CI/CD (комбинация непрерывной интеграции — continuous integration, и непрерывного развертывания — continuous deployment софта в процессе разработки. — Forbes).

 

Уверен, что небольшая пока доля IT-аутсорсинга в общем объеме IT-услуг связана как раз с отставанием России от тренда CI/CD. Почему это важно именно для IT-аутсорсинга? Даже те из крупных компаний, в штате которых работают сотни программистов, испытывают недостаток гибкости при попытке повысить частоту релизов продукта. Фиксированный ресурс и ограниченное время заставляют их вместо вопроса «Что мы хотим разработать?» ставить вопрос «Что мы успеем сделать силами нашей inhouse-команды?».

По нашим клиентам, которые обращаются в том числе и за консалтинговыми услугами, мы видим, что в бизнесе крепнет желание обладать максимально гибким ресурсом разработки. IT-аутстаффинг востребован, когда нужно быстро ввести в готовую команду обладателя каких-то редких компетенций — аналитика больших данных, специалиста по искусственному интеллекту и машинному обучению.

В такой ресурс, даже если он опирается на ядро inhouse-команды (а обычно так и бывает), всегда можно добавить или высвободить нужное количество профильных специалистов, рабочих групп или целых команд. Именно этим и занимается компания-аутсорсер — непрерывной поставкой компетенций.

Нет времени формировать под каждую задачу целые отделы, нет необходимости держать в штате большую часть времени избыточных и весьма дорогих специалистов — вместо этого IT-отдел компании непрерывно трансформируется на качественном и организационном уровнях.

 

Приведу пример. К 2015 году МТС являлась главным клиентом системного интегратора «Энвижн Груп», занимавшегося, помимо прочего, разработкой биллинговой системы сотового оператора. Критически важный сервис требовал переноса внутрь корпоративного контура, поэтому оператор принял решение о выкупе подрядчика. На протяжении пяти лет продолжалась интеграция продукта и передача технических компетенций, после чего в 2020 году МТС продала актив обратно прежнему владельцу, оставив себе только флагманский продукт — биллинговую систему Foris.

Сейчас команды и экспертов можно привлекать не на пять лет путем покупки подрядчика, а буквально на месяц на основании простого договора. Получить и отдать, как некий облачный ресурс. Когда эта практика станет общепринятой, тогда и доля IT-аутсорсинга в общем рынке российских IT-услуг вырастет с текущих 10% до общемировых 30% и пойдет дальше.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+