К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты

Школьники в Лондондерри, Северная Ирландия, в феврале 1972 года. Последствия кровавого воскресенья. (Фото AP / TASS)
Школьники в Лондондерри, Северная Ирландия, в феврале 1972 года. Последствия кровавого воскресенья. (Фото AP / TASS)
События в Израиле еще раз показали, что мы живем в мире, полном конфликтов, где каждая из сторон готова бороться до конца, вплоть до уничтожения противника. Кажется, способов урегулирования подобных конфликтов нет. Но так ли это? По мнению эксперта по Северному Кавказу Ирины Стародубровской, один из самых успешных примеров преодоления кажущегося неразрешимым противостояния — примирение общин в Ольстере

У конфликта в Северной Ирландии длинная предыстория, но в современном виде он сложился в начале XX века, когда историческая территория Ирландии оказалась разделенной между Ирландской республикой, освободившейся от британского господства, и Северной Ирландией, по-прежнему входившей в состав Великобритании. Большинство населения последней составляли протестанты, лояльные британской короне (отсюда — лоялисты), предки которых в основном переселились из Англии и Шотландии. При этом значительная часть жителей являлась католиками, считавшими себя ирландцами и республиканцами и стремившимися воссоединиться с независимой Ирландией. То есть территорию населяли две этнически различные общины с несовместимыми религиозными взглядами и взаимоисключающими представлениями о будущем региона. При этом католическое население Северной Ирландии подвергалось многообразной дискриминации. Конфликт в таких условиях был неизбежен.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В конце 1960-х начался тридцатилетний период в истории Северной Ирландии, получивший название The Troubles — самым точным переводом этого понятия на русский было бы «лихолетье». Массовое насилие и теракты с обеих сторон, прекращение межобщинных контактов — вплоть до строительства стен между районами проживания общин в городах, которые почему-то стали называться «стенами мира», смена самоуправления прямым британским правлением, выходившие за рамки правового поля репрессии властей — далеко не полный перечень проблем, характерных для региона в тот период. К середине 1970-х взрывы бомб стали практически повседневной практикой. Казалось, выхода нет. Тем не менее в 1998 году было достигнуто соглашение о мирном урегулировании, а с 2007 года самоуправление в Северной Ирландии было восстановлено и вполне успешно функционировало до принятия Великобританией решения о Brexit — но это уже другая история.

О том, как происходило мирное урегулирование и почему оно стало возможным, написаны тома. Здесь хотелось бы остановиться на основных его уроках, которые представляются важными не только для Северной Ирландии.

 

Насилие — не панацея

В регионе неоднократно предпринимались попытки решить проблему террора силовым путем, репрессиями, акциями устрашения. В основном это имело противоположный эффект. В своих мемуарах один из лидеров Ирландской республиканской армии (ИРА) с практически нескрываемым удовлетворением описывает, как после каждой волны репрессий британских властей ИРА пополнялась новыми рекрутами, получала финансовые вливания и более широкую поддержку. 

Реальные условия для мирного урегулирования возникли, когда люди в Северной Ирландии невыносимо устали от конфликта, когда всем сторонам стало ясно, что противостояние не имеет военного решения, и когда новое поколение руководства ИРА поняло, что участие в политической деятельности с целью отстаивания своих прав может быть вполне эффективной альтернативой насилию. Большое влияние на их позицию оказало избрание одного из активистов ИРА — Бобби Сэндза, умиравшего от голодовки в ходе протеста в тюрьме, — в британский парламент. Власти Великобритании и Ирландии также были заинтересованы в завершении конфликта, поскольку стремились прекратить террористическую деятельность ИРА. Силовое давление на ИРА сыграло определенную роль в мирном урегулировании, но было далеко не единственным и даже не основным его драйвером.

 

Участие всех игроков

Попытки организовать мирные переговоры с участием умеренных представителей двух общин, деятельность которых протекала в правовом поле, не дали позитивных результатов. Прорыв стал возможным, только когда в процесс урегулирования были включены все значимые игроки, в том числе радикальные военизированные группы, прибегавшие к насилию. В частности, в переговорах стало участвовать политическое крыло ИРА.

Более того, когда механизмы самоуправления в Северной Ирландии были восстановлены, большинство в парламенте получили партии лоялистов и республиканцев, занимавшие крайние позиции. Казалось, это должно было привести к срыву мирного процесса. Однако негативные прогнозы не оправдались. Отражая позицию своего электората, эти партии в то же время понимали собственную ответственность за судьбу Северной Ирландии и довольно эффективно сотрудничали в органах власти. Бывшие радикалы становились частью истеблишмента.

Переговоры — это сложно

Как писал в своих мемуарах один из лидеров радикальных республиканцев: «воевать легко, договариваться о мире — трудно». Достижение позитивных результатов потребовало значительных усилий со стороны широкого круга участников и посредников, активного поиска наиболее эффективных форм мирного процесса, а также длительного времени. Попытки переговоров, предпринимавшиеся и ранее, активизировались с начала 1990-х, мирное соглашение было достигнуто в 1998 году, а механизмы самоуправления, предполагавшие совместную работу выбранных в парламент представителей обеих общин, были восстановлены лишь в 2007-м. Случалось, что мирный процесс прерывался, происходил откат к насильственным методам, создавалось впечатление, что все шансы потеряны, однако каждый раз предпринимались усилия по его возобновлению. В ходе переговоров стороны не общались непосредственно, весь процесс происходил через посредников, квалификация которых сыграла огромную роль. На ключевых этапах к мирному процессу непосредственно подключались лидеры США, Великобритании и Ирландии, что также способствовало успеху.

 

Одними из основных факторов результативности переговоров стали не только гарантии представительства обеих общин в органах власти и силовых структурах, но и четкое разделение стратегических перспектив Северной Ирландии и текущих вопросов организации жизни региона. Собственно, относительно стратегических перспектив было зафиксировано лишь, что они будут определяться свободным волеизъявлением населения. То есть обе общины фактически получали возможность продвигать свои несовпадающие «образы будущего», но при этом сотрудничать в решении текущих задач. 

Хрупкий мир

Мирное соглашение позволило существенно снизить уровень насилия и в целом нормализовать жизнь в регионе, но не смогло решить все местные проблемы. Отдельные отколовшиеся военизированные группы продолжали практиковать насилие. Сохранялись трения в межобщинных отношениях, процессы интеграции продвигались чрезвычайно сложно. Хотя появились такие символы преодоления противостояния, как мост мира, соединявший католическую и протестантскую части города Дерри, в целом к 2012 году число «стен мира» не только не уменьшилось, но выросло в четыре раза. Не все конфликтные вопросы были успешно разрешены и в рамках политической системы.

Почему сегодня есть смысл вспомнить об опыте Северной Ирландии? Не все уроки успешного мирного процесса в этом регионе могут в неизменном виде применяться в других ситуациях, хотя в целом они представляются важными. Но что не менее важно — этот опыт дает нам основания утверждать, что даже самые сложные конфликты, кажущиеся нерешаемыми, могут быть урегулированы. При наличии желания, терпения и воли. И отсутствии завышенных ожиданий.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+