Сорванный мир: как атака ХАМАС повлияет на отношения Израиля с арабскими странами
Последние годы на Ближнем Востоке ознаменовались активным сближением Израиля с целым рядом арабских стран. После достижения «Авраамовых соглашений» между еврейским государством с ОАЭ и Бахрейном в сентябре 2020 года, а затем с Марокко и Суданом казалось, что долгосрочный мир между евреями и арабами возможен.
Несмотря на периодические вспышки насилия, в целом Израиль и страны арабского мира шли по пути преодоления былых претензий и обид. Активно наращивались объемы торговли, участились авиарейсы, увеличились взаимные туристические потоки.
Очередным поворотным моментом в ближайшее время могло бы стать соглашение — вплоть до установления дипломатических отношений — между Израилем и Саудовской Аравией при посредничестве Вашингтона. В конце сентября этого года израильский министр туризма Хаим Кац даже посетил Эр-Рияд для участия в конференции Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO). Это был первый в истории официальный визит израильского министра в королевство.
Однако главным барьером на пути к прочному миру на Ближнем Востоке всегда оставался палестинский вопрос, а точнее, выполнение резолюции 242 Совбеза ООН, которая была принята в 1967 году после Шестидневной войны. Документ предполагает решение проблемы на основе создания двух государств, а также требует вывода израильских войск с оккупированных территорий и начала переговоров между еврейским государством и арабскими странами о взаимном признании.
«Нож в спину палестинцев»
На сегодняшний день государство Израиль признают шесть из 22 стран арабского мира: Египет, Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан.
При этом резолюция 242 в части, касающейся создания государства Палестина в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, фактически остается замороженной, что приводит к протестам со стороны палестинцев, особенно радикальных группировок, в частности, «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС).
Стоит напомнить, что в 2007 году внутри самого палестинского движения произошел глубокий раскол, когда боевики ХАМАС силой установили контроль над сектором Газа. Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) оставило за собой Западный берег реки Иордан со столицей в Рамалле. Несмотря на многочисленные попытки внешних посредников примирить ФАТХ и ХАМАС, преодолеть раскол так и не удалось.
И если ФАТХ во главе с 87-летним президентом Палестины Махмудом Аббасом в целом воздерживался от насилия в отношении Израиля, предпочитая переговоры, то для ХАМАС такой подход абсолютно неприемлем. «Нормализация с Израилем — это большой позор, это нож в спину палестинцев», — неоднократно подчеркивал представитель ХАМАС Гази Хамад, призывая все арабские страны немедленно остановить процесс сближения с еврейским государством.
Шаги к эскалации
Масла в огонь добавило избрание в декабре 2022 года самого правого правительства за всю историю Израиля. Так, новый министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, ранее заявлявший, что «палестинцы могут отправиться в Саудовскую Аравию или другие места, например в Ирак или Иран», уже в начале января 2023 года посетил Храмовую гору в Иерусалиме — священное место как для иудеев, так и для мусульман. Этот шаг вызвал недовольство во всем мусульманском мире, а премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху пришлось даже отложить свой визит в ОАЭ.
В конце января 2023 года израильские силы безопасности провели жесткие рейды на Западном берегу реки Иордан, в результате которых были убиты 11 палестинцев. В ответ палестинские радикалы совершили нападение в Иерусалиме — погибли не менее семи человек, что стало самым крупным терактом в городе с 2008 года.
Несмотря на всю жестокость и непримиримость, после каждого инцидента сторонам удавалось сдерживать ситуацию и не доводить ее до полномасштабной войны. В конце февраля 2023 года в иорданской Акабе палестинцы в лице представителей ФАТХ и израильтяне в присутствии делегаций США и Египта даже договорились «принять меры для восстановления доверия и решать возникающие проблемы путем диалога». Хамасовцы же назвали ту встречу «бесполезной» и осудили представителей Западного берега за участие в переговорах с израильтянами.
Именно на таком фоне шли активные переговоры между Израилем и Саудовской Аравией, посредником на которых выступал Вашингтон. Предварительные договоренности между Тель-Авивом и Эр-Риядом предполагают признание Саудовской Аравией государства Израиль в обмен на уступки по отношению к палестинцам, гарантии безопасности со стороны США и американскую помощь в сфере мирной атомной программы королевства. Широко известно, что саудовцы во главе с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом не являются большими сторонниками ХАМАС, и в целом палестинский вопрос в последнее время не был приоритетом для Эр-Рияда.
Похоже, что в этих условиях боевики ХАМАС и союзные с ними группировки из сектора Газа решили напомнить о существовании палестинской проблемы. Формальным предлогом для начала рано утром 7 октября операции «Потоп Аль-Аксы» стали действия израильских силовиков на Храмовой горе в Иерусалиме, хотя как раз в последние дни никаких серьезных инцидентов близ мечети Аль-Акса не наблюдалось.
Символичной стала дата начала вооруженного вторжения в Израиль: практически ровно через 50 лет после начала 6 октября 1973 года войны Судного дня, когда арабская коалиция во главе с Египтом и Сирией начала масштабную операцию против Израиля в самый главный день еврейского календаря — Йом-кипур (Судный день).
Бенефициаром нынешнего обострения может стать Иран, открыто поставляющий оружие и финансирующий ХАМАС. «То, что вы сделали, — это гордость, слава и сила, и Бог — ваша поддержка», — сказал иранский президент Эбрахим Раиси в ходе телефонной беседы с главой политбюро ХАМАС Исмаилом Ханией. Иранские власти, которые сами только в этом году начали восстанавливать отношения с арабским миром, были явно встревожены саудовско-израильским сближением и могли попытаться этому помешать. Случившееся повышает авторитет Тегерана в глазах арабской улицы. Апеллирование к палестинскому вопросу, от которого уже устали во многих странах исламского мира, — давний козырь Тегерана.
Египет, который в последние годы традиционно выступает в качестве посредника между израильтянами и палестинцами, уже предпринимает дипломатические усилия для прекращения военных действий, однако даже в случае их успеха речь пойдет лишь об очередном перемирии. Наметившаяся было перспектива достижения прочного мира на Ближнем Востоке теперь откладывается очень и очень надолго.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора