К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ничего личного: как найти работу в Лондоне за шесть недель

Лондон (Фото Unsplash)
Лондон (Фото Unsplash)
Forbes запускает серию колонок российских специалистов, которым удалось трудоустроиться за рубежом в последние два года «На новой почве». Бывший продакт-менеджер Ozon Наталья Ситникова рассказывает, как смогла найти работу в Лондоне за шесть недель и чему ее научил этот опыт

Университетская мечта 

Еще в университете я мечтала попробовать свои силы и поработать за рубежом. В декабре 2022 года я поняла, что достигла потолка в своей текущей роли в Ozon, и всерьез задумалась о переезде. Я долго не могла решиться: первые месяцы оформляла и переоформляла резюме, ходила на курсы по английскому и гуглила вопросы для интервью. Сейчас понимаю, что не нужно было так долго ждать: самые важные знания получаешь в процессе собеседований.  

К активному поиску я приступила в июне этого года. За следующие шесть недель я откликнулась на более чем 150 вакансий и пообщалась с семью компаниями из Европы и Великобритании. В приоритете были позиции в небольших быстрорастущих стартапах с сильной командой — в корпорацию возвращаться не хотелось.

В июле меня пригласили в Wheely. Это сервис вызова машин премиум-класса с личным водителем со штаб-квартирой в Лондоне (основан в 2012 сыном бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова Антоном. — Forbes). В октябре я выхожу на работу.  

 
The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

Цифры и ключевые слова 

Еще до начала поиска я обновила резюме по бесплатным гайдам и вебинарам в интернете. Я следовала следующим правилам: 

  1. Показывать результаты в цифрах, а не расписывать процессы. Например, вместо «отвечала за создание новых способов загрузки товаров» я написала «создала способ, который сократил время загрузки товаров на сайт в N раз».
  2. Кратко описывать компании, в которых работала. Даже если в России бренд популярен, за границей его могут не знать. Так было с Ozon.
  3. Адаптировать резюме под локальные требования. Как я поняла из открытых источников и консультаций, в Европе и Великобритании излишняя креативность и личная информация могут только помешать соискателю. Поэтому я не стала добавлять в резюме фото, данные о возрасте и использовала простой дизайн.
  4. Добавлять ключевые слова. Например, я использовала такие формулировки: «Проведение пользовательских интервью» и «создание продуктовой стратегии». Это нужно, чтобы пройти первый этап отбора — автоматический скрининг. Система проверяет наличие нужных навыков и опыта у кандидата и отмечает подходящие резюме. Только после этого их получает HR-специалист.

После упаковки резюме я показала его консультанту. Стоимость такой сессии может варьироваться от 2000 до 20 000 рублей в зависимости от специалиста. Эксперт похвалил результат и поправил несколько формулировок. Его комментарии придали мне уверенности в том, что я двигаюсь в нужном направлении, и убедили приступить к поиску. 

 

Параллельно я обновила профиль в LinkedIn: перевела его на английский, расписала свой опыт, расширила контакты, добавив в друзья знакомых и коллег. Такие небольшие исправления помогли получить входящий поток приглашений на собеседования. 

Игра в долгую

По моему опыту и опыту многих моих знакомых, конверсия в собеседование за рубежом очень низкая — не более 5%. Поэтому нужно приготовиться к игре в долгую. Я старалась уделять откликам около часа в день и воспринимала этот процесс как медитацию.

Как правило, я делала вдумчивые отклики на вакансии с сопроводительными письмами. Чтобы сэкономить время, я подготовила шаблон, куда подставляла нужные данные. Так я тратила на отклик около 10 минут. Когда уставала, начинала откликаться без сопроводительного письма на все позиции продакт-менеджера подряд. Исключала лишь вакансии со специфическими требованиями к кандидатам вроде свободного итальянского языка. Благодаря такому подходу скорость возрастает — можно податься на 20–30 вакансий в час. И он работает — на мой веерный отклик обратили внимание в Wheely. 

 

Многоэтапный отбор 

За границей, как и у нас, после скрининга соискателя ожидает еще несколько этапов отбора: собеседования с HR-специалистом, руководителем подразделения и топ-менеджментом, тестовое задание, встречи со стейкхолдерами (руководителями смежных команд или направлений) и командой. В зависимости от компании и позиции некоторые этапы иногда опускаются.

Собеседование с HR-специалистом

Беседа всегда начинается с просьбы рассказать о себе. Время не ограничено, но стоит уложиться в пять минут. За это время нужно пройтись по ключевым этапам своей карьеры и основным результатам. Я обычно делала это так:

  1. в одно предложение обозначала план речи;
  2. далее кратко рассказывала о своем опыте в хронологическом порядке: над каким продуктом работала и каких результатов добилась. Обязательно объясняла причины перехода из одной компании в другую. Например, я рассказывала, что до Ozon работала в стартапе, а ушла оттуда в корпорацию, чтобы получить опыт в IT, поучиться у сильной команды и узнать больше о современных методах разработки;
  3. затем я плавно подводила к тому, что ищу сейчас. Это главная часть речи, которая показывает мотивацию соискателя. В зависимости от компании и роли, акценты могут меняться. Например, на собеседованиях в стартапы я говорила о том, что мне важно видеть свой вклад в продукт и создавать ценность с нуля. Если это уместно, отмечала желание работать в конкретной индустрии;
  4. в завершение я кратко проговаривала свои сильные скиллы.

После этого HR, как правило, задает еще несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что опыт кандидата соответствует формальным критериям компании. Например, в Revolut (британско-литовская финтех-компания, основанная выходцами из России Николаем Сторонским и Владом Яценко. — Forbes) интересовались моими техническими знаниями. А в Tabby (финтех-стартап, основанный бывшим директором по развитию Lamoda Даниилом Баркаловым с партнером Хозамом Арабом на Ближнем Востоке. — Forbes) спрашивали о метриках, с которыми я работала раньше.

Собеседования с руководителем подразделения и топ-менеджментом 

 

На интервью с потенциальным руководителем мне задавали более детальные вопросы о рабочем опыте. Могли спросить, почему я приняла то или иное решение в продукте. Иногда просили решить кейс — объяснить, как я бы действовали в вымышленной бизнес-ситуации. В разговоре с CPO (директором по продукту) или CEO (главным исполнительным директором) больше оценивались мои личные качества. 

Перед каждым интервью я тратила хотя бы несколько часов, чтобы изучить опыт собеседника, продукт, историю компании. Когда была такая возможность, регистрировалась в сервисе как клиент и смотрела на продукт изнутри. Такая подготовка помогала найти общий язык с потенциальным работодателем и произвести на него впечатление. 

Так, перед собеседованием с фаундером Creative Fabrica я вычитала, что полгода назад компания привлекла инвестиции ($61 млн. — Forbes) на развитие, в том числе на создание нового инструмента для дизайнеров на базе искусственного интеллекта (ИИ). Во время беседы я не только показала, что знаю об этом, но и высказала несколько идей, как можно было бы использовать ИИ в приложении.

В подготовке я часто ориентировалась на шаблонные вопросы из интернета. Многие из них совпадали с теми, что я получала во время собеседований. Например, меня часто просили описать свой самый крупный провал или ситуацию, в которой я приняла креативное решение. 

 

Во время подготовки я старалась продумать не только ответы на потенциальные вопросы, но и вопросы для своего собеседника. Я поняла, что полезно спрашивать об ожиданиях работодателя от кандидата. У меня был случай, когда видение потенциального босса не совпало с описанием вакансии — на этом мы разошлись. Здорово, когда получается не просто задавать вопросы, а выстроить диалог с представителем компании и обсудить, как вы оба видите продукт и его развитие.

Тестовое задание

За время поиска работы я выполнила тестовые для двух компаний — Creative Fabrica и Wheely. В первом случае меня попросили разработать стратегию мобильного приложения, а во втором — составить требования к продукту для команды разработки. И с тем, и с другим я справилась и получила приглашения на собеседования. 

По итогам этого опыта я выделила несколько правил работы над тестовым заданием:

 
  1. Подходить к нему серьезно и вдумчиво. На выполнение задания я тратила по несколько дней. 
  2. Структурировать работу, чтобы проверяющий сразу понимал, на что смотреть и обращать внимание. Я делила тестовое задание на несколько блоков: добавляла краткое резюме в начало и аппендикс с дополнительными материалами в конец. Именно это отмечали в моих работах работодатели. 
  3. Выходить за рамки поставленной задачи, если это кажется важным для ее решения. Например, я прописала путь пользователя в Miro, используя скрины реального продукта. Так решение стало более наглядным. Можно также описать тесты и исследования, которые вы бы сделали, чтобы решить задачу, порассуждать о дальнейших шагах.
  4. Показывать готовое тестовое задание хотя бы двум сильным коллегам. Их комментарии помогали мне взглянуть на задачу с новой стороны и подсветить слепые пятна.

Встречи со стейкхолдерами 

На этом этапе соискатель показывает, как он справляется с кросс-функциями. Так, в Wheely меня ждали руководители двух команд — дизайна и разработки. На встрече с первым я объясняла, как обычно выстраиваю работу с UX (пользовательский дизайн. — Forbes). С лидером разработки мы обсуждали взаимодействие продакта с разработчиками и техническую сторону профессии. Для успешного прохождения этого этапа важно заранее подготовить примеры своей работы. 

Другие этапы 

Иногда, откликаясь на вакансию, нужно ответить на ряд вопросов о своем опыте, ценностях, мотивации и подходе к работе. Мне попалась только одна такая вакансия — в кипрском healthtech-стартапе. Компания принимала заявки от соискателей через длинную форму, на ее заполнение требовалось не менее 20 минут. Анкета включала вопросы вроде «В каком случае вы бы не стали проводить A/B-тест?», или «Назовите самое важное и, наоборот, неприемлемое для вас в компании, команде, продукте и процессах». Когда я увидела список вопросов, мне захотелось закрыть ноутбук. Но я решила, что так делают многие, поэтому, вложив 20 минут в качественные ответы, я обгоню других кандидатов. Справиться с задачей быстрее помогают языковые модели. Они могут сгенерировать основу для ответа, которую останется дополнить своим опытом и мыслями.

 

Про отказы

Процесс поиска работы неразрывно связан с многочисленными отказами. Так, за первые полторы недели я получила более 20 отказов и ни одного приглашения на интервью. Сначала это меня демотивировало. Но со временем я стала относиться к процессу как к вызову и игре. Однажды я даже откликнулась на должность CPO мобильного приложения с миллионной аудиторией. Для этой позиции мне явно не хватало опыта. Но, на удивление, меня пригласили на интервью, и я дошла до финального этапа. Вывод: даже если кажется, что вы не совсем соответствуете требованиям — вам могут дать шанс. Да и лучше получить отказ, чем пройти мимо потенциальной возможности.

Какие еще выводы я сделала:  

  • Всегда идти до конца. Два моих собеседования начались с фразы: «Извините, мы уже взяли кандидата на эту позицию, но решили не отменять встречу». В результате в обоих случаях мы обсудили другие возможности в компании и продолжили процесс отбора. В одну из этих компаний я в итоге получила оффер (предложение о работе. — Forbes). 
  • Всегда запрашивать обратную связь после собеседования. Это поможет понять, на что обратить внимание в будущем. Например, мне отказали в Revolut, отправив стандартное письмо-отбивку. После моего вопроса о причинах отказа HR-специалист поделился, что мне не хватило технического опыта. В остальном я произвела хорошее впечатление и останусь в их базе данных на будущее. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+