К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии

Фото Patrick Pleul / dpa / picture-alliance
Фото Patrick Pleul / dpa / picture-alliance
Фактический разрыв отношений с Россией в сфере энергетики вынудил власти ЕС резко увеличить инвестиции не только в возобновляемые источники энергии, но и в СПГ-терминалы и даже непопулярные в последние десятилетия АЭС. При этом, уверен профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким, хотя не все антикризисные меры вписываются в концепцию зеленого перехода, от курса на декарбонизацию экономики Евросоюз не отказывается

Сколько нужно газа

Годовое потребление газа в Европе в последние 20 лет колебалось в диапазоне от 330 до 520 млрд куб. м газа, а в 2019–2021 годах держалось на уровне около 400 млрд куб. м.

Стремительный рост цен на газ и другие виды сырья привел к тому, что затраты Европы на закупку энергоносителей в 2022 году составили, по оценкам McKinsey, €1,8 трлн, что в 2,6 раза больше аналогичных затрат 2021 года. При этом, по данным Евростата, с августа 2022 года по март 2023-го потребление природного газа в ЕС снизилось на 17,7% по сравнению со средним потреблением газа за те же месяцы в 2017–2022 годах. Газ обеспечивает 21,5% потребления первичной энергии в EC и является доминирующим источником энергии для домашних хозяйств — 32,1%. Для частных потребителей принципиально важно, что энергия, получаемая при использовании газа в домохозяйствах, обходилась всего в 6,5 цента за киловатт-час, тогда как электрическая энергия в среднем стоила 21,5 цента.   

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Экспорт трубопроводного газа из России в Европу постепенно сокращался по мере того, как были остановлены поставки по газопроводам «Ямал — Европа» и «Северный поток» и снизился газовый транзит через Украину. Тем не менее украинский маршрут и европейская нитка «Турецкого потока» остаются последними путями поставок российского трубопроводного газа в Европу. Общий экспорт российских энергоносителей в ЕС в 2022–2023 годах упал более чем на 80%. 

 

Мягкая зима 2022/2023 позволила снизить потребление используемого для отопления газа примерно на 7%.  А в европейской промышленности действовало два основных фактора снижения спроса на газ: повышение энергоэффективности и остановка наиболее энергоемких производств. В результате, например, производство удобрений упало на 30%. Загрузка мощностей на предприятиях по производству химикатов, стали, алюминия и цинка снизилась с 90–95% до 70–80%. 

Сокращение потребления газа пока не привело к рецессии в Европе. ВВП Германии — крупнейшей экономики ЕС — вырос в 2022 году на 1,9%. При этом во втором полугодии, по данным института IFO, три четверти немецких промышленных компаний смогли сократить потребление газа без сокращения производства — за счет инвестиций в повышение энергоэффективности. 

 

Но ресурсы для такого маневра ограничены. Согласно опросу европейских покупателей газа, проведенному McKinsey Energy Insights, 57% производителей не смогут и дальше снижать потребление газа при сохранении объема производства. Таким образом, Европе нужны коммерческие, технологические и геополитические решения, обеспечивающие необходимые поставки энергоресурсов.

Энергетический кризис заставил европейские власти резко увеличить инвестиции в СПГ-терминалы, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и даже стагнировавшую последние годы атомную энергетику. 

СПГ: возможности и проблемы

В 2022 году три страны — США, Катар и Россия — обеспечили 73% европейского импорта сжиженного природного газа (СПГ). Однако Брюссель объявил о разработке механизма, который позволит отдельным странам ЕС без введения общих санкций заблокировать импорт российского СПГ. В то же время США благодаря расширению мощностей по сжижению газа в 2022 году увеличили экспорт СПГ в Европу на 141%. По оценкам МЭА, Европа стала основным рынком для американского СПГ: на ее долю пришлось 64% от общего объема экспорта. В 2022–2023 годах, по оценке Wood Mackenzie, одобрены (уже или будут) инвестиционные решения по строительству новых экспортных мощностей СПГ на 84 млн т в год, и 73% из них — в США.

 

Европейские мощности по регазификации импортного СПГ постоянно увеличиваются, и в настоящее время загрузка терминалов составляет только 50,7% по сравнению с 67,3% летом 2022 года. Возможно, это говорит об избыточности строящихся мощностей, что осложняет окупаемость проектов, но при этом гарантирует надежное снабжение Европы газом.  

Отчасти именно поставки СПГ позволяют держать на высоком уровне запасы газа в Европе. По данным Ассоциации операторов газотранспортных систем Европы (ENTSOG), к началу августа 2023 года европейские газовые хранилища были заполнены на 81% — вместо 70%, среднего показателя на этот момент за последние пять лет.

Важно понимать, что, в отличие от трубопроводных поставок, зависящих от долгосрочных контрактов и наличия инфраструктуры, маршруты СПГ динамично меняются в зависимости от конъюнктуры рынка — уже вышедший в море СПГ-танкер может быть в любой момент перепродан. При введении ЕС торговых ограничений против российского СПГ глобальный рынок сжиженного газа найдет новый баланс, однако это приведет к дополнительным затратам, удлинению торговых путей, а значит, к увеличению углеродного следа.

Очевидно, что рост потребления СПГ плохо вписывается в курс Евросоюза на построение зеленой экономики. Само по себе сжигание природного газа наносит одинаковый ущерб окружающей среде, независимо от того, поставляется ли он по трубе или поступает в виде СПГ. Однако, как показывает исследование Rystad Energy, производство и транспортировка СПГ может производить в 10 раз больше выбросов углерода по сравнению с трубопроводным газом, хотя СПГ зачастую представляется как более чистая альтернатива.

Дело в том, что при сжижении газа он охлаждается до чрезвычайно низких температур — примерно до -160°C — при одновременном сжатии: это делается для того, чтобы уменьшить его объемы для сокращения затрат на транспортировку. Данные процессы крайне энергозатратны. Как утверждается в исследовании Rystad, если полностью заместить трубопроводные поставки российского газа СПГ, это может привести к дополнительным выбросам 35 млн т углерода.

 

Зеленые альтернативы

Но о зеленой генерации в Европе не забывают. В 2022 году 42% произведенной в ЕС электроэнергии приходилось на ископаемое топливо и биомассу, 22% — на атомную энергию, 22% — на энергию ветра и солнца и 10% — на энергию воды. Согласно программе ЕС REPowerEU («Доступная, безопасная и устойчивая энергия для Европы»), в 2023 году в ЕС будет введено 69 ГВт солнечной и ветровой энергетики, что на 17% больше, чем в 2022-м. Прирост ВИЭ в 2023 году в Европе соответствует ежегодной экономии примерно 13 млрд куб. м газового эквивалента. Согласно оценкам МЭА, новые мощности в сегменте ВИЭ заменили около 230 ТВт·ч традиционной энергетики, что позволит уже в 2023 году снизить потребление газа на 7%. 

А вот на быстрое развитие европейской атомной энергетики рассчитывать не стоит. Проведенный MIT анализ недавнего опыта строительства атомных электростанций в США и Европе продемонстрировал многочисленные проблемы со сроками реализации проектов и неконтролируемым ростом бюджетов при строительстве АЭС. Проблему капиталоемкости атомных проектов усугубляет повышение процентных ставок, а зарегулированность законодательства мешает быстрому запуску новых проектов в этом секторе. Тем не менее, Франция намерена до 2035 года начать строительство шести реакторов нового поколения. В некоторых странах ЕС атомная энергетика развивалась, несмотря на опасения экологов: например, Румыния за последние 15 лет удвоила выработку электроэнергии на АЭС, а Венгрия и Чехия увеличили этот показатель на 20%. 

Последствия геополитического кризиса, несомненно, нанесли ущерб экономике ЕС, но при этом ускорили модернизацию европейской энергетики. Утвержденные планы Евросоюза предполагают, что меры по повышению энергоэффективности уже к 2025 году приведут к сокращению затрат на энергоносители до €1 трлн. Если эта цель будет достигнута, энергозатратность ВВП Евросоюза уменьшится при одновременной декарбонизации экономики. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+