Фундаментальные инвестиции: почему России нужны крупные медицинские компании
Мировая экономика стоит на пороге эпохальных перемен, и, как представляется, они будут связаны не только с пересмотром цепочек в международном разделении труда, новой иерархией мировых резервных валют и проблемами с долгами, но и с изменением принципиальных подходов к ведению бизнеса. На первый план выходят отрасли, которые находят отклик в сердцах людей и удовлетворяют их жизненные потребности, а не просто используют эмоции, которые возникают у потребителей под влиянием модных трендов, искусственно раскрученных с помощью технологий массовых коммуникаций. Верным признаком неизбежности таких перемен является тот факт, что концепция корпоративного управления ESG (Environmental, Social and Corporate Governance), предусматривающая внедрение в бизнес-процессы экологических и, самое важное, социальных аспектов, стала в мире общепринятой.
Уверен, что будущее — за теми бизнес-проектами, которые производят реальные товары и предоставляют настоящие услуги. При этом наиболее востребованными будут те виды деятельности, которые имеют социальную значимость, когда бизнес ориентирован не только на получение прибыли, но и на изменение жизни людей к лучшему. Так, человек ни при каких условиях не сможет выжить без еды и не справится с болезнью без медицинской помощи. И в этом смысле качество его жизни зависит от талантов, знаний и навыков людей, занятых в сельском хозяйстве и здравоохранении, а также тех технологий, которыми они пользуются.
Стартовые условия
России нужны конкурентоспособные проекты, которые будут нацелены на удовлетворение этих потребностей, и новые компании, которые займут пустующие ниши на внутреннем рынке. Сырьевые, горнодобывающие, энергетические и инфраструктурные гиганты в случае успешной диверсификации вполне способны взять на себя роль локомотивов трансформации экономики и перехода на новую модель развития, причем не только внутри страны, но и на международном уровне. Именно поэтому крупные инвесторы уже обратили внимание на отрасли, составляющие фундамент экономики России как социального государства.
Сейчас у нас нет по-настоящему системообразующих компаний в этой сфере, но ситуация должна измениться. Наш рынок огромен, а российская медицинская наука и образование вполне конкурентоспособны. Не случайно, что среди более 350 000 иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, профессия врача самая востребованная — ее выбрали 76 000 человек. Доля здравоохранения в структуре ВВП растет год от года, что вполне естественно — люди вкладывают в свое здоровье и долголетие.
У крупного бизнеса есть и вполне прагматичный интерес в развитии медицины. Работодатели хорошо понимают, что человеческий капитал является самым ценным активом. Забота о здоровье сотрудников становится не только признаком социальной ответственности, но и конкурентным преимуществом. Тем более что к 1 ноября 2023 года по поручению президента России должен быть разработан стандарт социального капитала бизнеса, включающий стимулы для предпринимателей. Сейчас «Медскан» совместно с аудиторско-консалтинговой компанией Kept (ранее российское подразделение KPMG) проводит исследование уровня зрелости систем охраны здоровья и благополучия персонала в крупных промышленных и технологических холдингах. Это позволит не только обобщить уже сложившиеся практики, сформировав отраслевые и сводный индексы, но и выявить тенденции в данной сфере.
Запас прочности
В медицине, как, возможно, ни в какой другой сфере, актуальна проблема импортозамещения. Здесь от успеха или провала зависит выживание наших граждан в прямом, биологическом смысле слова. Это касается медицинских технологий, оборудования, фармацевтики, IT, трансфера компетенций и внедрения их на нашей почве.
При этом надо понимать, что 80% инвестиций в любой масштабный, устремленный в будущее проект в индустрии здоровья — инфраструктура. И это не только строительство, благоустройство и ремонт. Стоимость оснащения типовой многопрофильной клиники, рассчитанной на 130 000 посещений в год, составляет не менее 500 млн рублей, причем более 80% необходимой техники уже производится или может быть произведено в России при условии поддержки государством трансфера технологий и стимулирования отечественных разработок в этой сфере. Таким образом, инвестиции в медицину приносят пользу не только пациентам (а ими в определенные моменты жизни становится каждый из россиян), но и всей экономике, потому что динамично развивающиеся медицинские организации — драйверы роста, которые положительно влияют на все отрасли.
Такие компании должны иметь запас прочности и устойчивости. Поэтому сейчас необходимо строить распределенные сети медицинских учреждений, включающих весь комплекс предоставляемой помощи — от профилактики и ранней диагностики до сложных операций и реабилитации, при этом делать их общедоступными, привлекая в качестве соинвесторов не только стратегических игроков, но и само население. Конкретная боль человека требует конкретной помощи. Ценности семьи, отношений с соседями и местным сообществом сегодня в почете, и инвестиции в клинику «за углом», куда будут приходить за помощью не только живущие здесь и сейчас инвесторы и члены их семей, но их потомки, — вклад в будущее.
Это мировой тренд. Отличный пример — Бразилия, страна с сопоставимыми параметрами социального развития, где капитализация одного из крупнейших медицинских операторов, Rede D’Or, в ходе проведенного в 2020 году IPO составила $22 млрд при выручке $2 млрд. Почему эта компания в глазах инвесторов стоит в десять раз больше, чем она получает за год? Ответ очевиден: вера в отрасль, в перспективу, в реальность предоставляемой услуги. Любая крупная медицинская организация строится на многие десятилетия и не зависит от экономической и политической конъюнктуры. Такой актив —как «соль про запас», когда жизненно необходимый продукт кладется на полку на случай непредвиденных обстоятельств.
Проблема стимулов
Но как достучаться до граждан, чтобы привлечь их в качестве инвесторов? Вопрос нетривиальный, и задача сложная, но однозначно решаемая. Ключевые слова — местный бизнес, местное размещение, местная гордость и уверенность в росте. Во-первых, необходимо развивать в нашей стране инвестиционную культуру, используя современные инструменты финансового рынка и новые технологии. Во-вторых, акции должны обеспечивать определенную полезность помимо дивидендов и роста капитализации. Например, у акционеров должна быть возможность получить в определенных случаях медицинскую услугу в своей компании со скидкой или дополнительные акции на размер скидки. Программы лояльности, включающие семейные преференции, также могут предусматривать возможность конвертировать бонусные баллы в акции. Дополнительная польза такого подхода — вовлечение людей в общение, их участие в принятии управленческих решений через собрания акционеров и наблюдательные советы.
У нас в РСПП в этом году состоялось уже несколько экспертных совещаний с участием инвесторов, с одной стороны, и Минздрава — с другой, на которых обсуждались проблемы, возникающие на пути частных инвестиций в медицину, и способы их решения. Среди главных препятствий представители бизнеса отмечают значимое удорожание стоимости инфраструктурных проектов в процессе их реализации, отсутствие возможности отнесения инвестиционных расходов на оплату услуг по ОМС, недостатки в планировании и сопровождении проектов в сфере государственно-частного партнерства. Еще одним серьезным препятствием являются сложности с кредитованием и высокие процентные ставки, которые в итоге перекладываются на пациентов. При этом в России есть положительный опыт Фонда развития промышленности, который осуществляет льготное кредитование проектов в сфере производства. Решением правительства льготы также предусмотрены при кредитовании создания объектов туристической инфраструктуры. Полагаю, что качественные клиники для россиян не менее важны, чем гостиницы.
В экономике будущего слово «ценность» в смысле «цены» должно коррелировать с понятием ценностей как системы нравственных принципов. Точно так же, как и слово «добро», которое в русском языке имеет как имущественное, так и духовное измерение. Правильное сочетание этих понятий и подходов будет способствовать выполнению нашей социальной миссии.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора