К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как государство присматривается к рынку игровых артефактов

Фото Vinicius «amnx» Amano / Unsplash
Фото Vinicius «amnx» Amano / Unsplash
Росфинмониторинг и Минфин задумались о регулировании игровых валют, с помощью которых участники онлайн-игр покупают себе магические мечи и виртуальные винтовки. Ликвидность подобных артефактов может быть не меньше, чем у реальных валют. Председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов считает, что привычные для банковского бизнеса или криптовалютного рынка меры по борьбе с отмыванием денег неизбежно будут распространены и на виртуальный мир

Когда говорят о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), обычно на ум приходят банки с их контролем за клиентом, анализом его операций и многочисленными списками подозрительных активностей. Менее известно, что в международной практике подобный контроль охватывает очень широкий список субъектов, включая операторов сотовой связи, нотариусов и ювелиров. Тем более занятно, что в этом списке официально пока нет довольно очевидных кандидатов — операторов многопользовательских игровых платформ (MMORPG) с встроенными инструментами расчета: различными дублонами, манами, артефактами, которые могут передаваться от одного игрока к другому и имеют вполне понятную стоимость в фиатной валюте. 

Особым удобством для отмывания является слабая идентификация при регистрации — часто достаточно электронной почты или идентификатора Google. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Валютный рынок артефактов

Схемы отмывания просты и разнообразны. Можно купить артефакт с одного аккаунта и продать его кому-то из игроков за реальные деньги. Можно купить аккаунт целиком и продать на eBay или в комьюнити пользователей. Отдельные игры, например Second Life, допускают прямую конвертацию внутренней валюты во внешнюю, но для нынешних времен это слишком одиозно.

 

Тем не менее в любой развитой игре ликвидность артефактов не меньше, чем у мягких валют различных государств на валютном рынке. Для ухода от налогообложения эти схемы могут быть не очень эффективными, а вот для отмывания доходов от социальной инженерии или взлома банковских приложений — вполне. То, что операторы платформ в принципе не обязаны сообщать о подозрительной активности, приводит к разрыву прослеживаемой цепочки транзакций.   

Эта проблема стала очевидной довольно давно. Одно из первых академических упоминаний относится к 2008 году, когда бывший полицейский и ведущий эксперт по борьбе с отмыванием Кевин Салливан опубликовал статью «Отмывание виртуальных денег и мошенничество: Second Life и другие онлайновые сайты, ставшие мишенью преступников», в которой подробно описал возможную типологию использования MMORPG в криминальных целях.

 

Следующей значимой вехой стал выход в 2014 году отчета FATF «Виртуальные валюты: основные определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ», в котором FATF определил большинство игровых валют в категорию неконвертируемых виртуальных валют, имеющих ценность только в пределах своей платформы, тем самым отделив их от таких инструментов, как биткоин или WebMoney, а также от свободно конвертируемых игровых валют, таких как Linden Dollars в Second Life. При этом степень риска для «хороших» игровых валют, очевидно, была определена как заметно более низкая, чем для конвертируемых, хотя в отчете явно упоминалось, что даже для них нет гарантии от появления вторичного рынка конвертации. 

И действительно, рынок MMORPG стремительно растет. Диапазон прогнозов на ближайшие годы — от $50 млрд до $120 млрд в год. Мы можем только догадываться, каков объем вторичных продаж, но очевидно, что есть множество драйверов для роста этого показателя — от исходных игровых мотивов до инструментов заработка и инвестиций. Не менее уверенно можно сказать, что значительная доля вторичного рынка — от неуплаты налогов за операции до прямого отмывания денег — проходит вне зоны контроля.

Интерес регуляторов

Велика ли озабоченность этой проблемой? Пока, скорее, нет. Во-первых, объем рынка достаточно невелик, чтобы прятать на нем большое количество нелегальных операций. Во-вторых, рынок плохо приспособлен для больших криминальных транзакций — любая большая операция вызывает пристальный интерес со стороны игрового комьюнити. В-третьих, сами операторы MMORPG неоднозначно относятся к вторичному рынку: бытует мнение, что возможность купить за деньги слишком эффективные ресурсы сильно снижает мотивацию большинства игроков. В-четвертых, на полях борьбы с отмыванием есть много более очевидных задач, например криптовалюты или хавала. Поэтому на данный момент игровые валюты не находятся в фокусе внимания антиотмывочных служб.

 

Сохранится ли такое положение в будущем? Не факт. В конце июля 2023 года Росфинмониторинг сообщил, что видит факты использования игровых валют в противоправных целях и занимается мониторингом этой тенденции. Ранее о своей озабоченности проблемой и необходимости регулирования игровых валют говорили в Минфине. Отношение регуляторов неизбежно будет меняться из-за роста популярности MMORPG, развития технологий виртуальных миров и метавселенных и расширения их внутреннего функционала. Рост количества «хороших» трансакций и среднего чека позволяет прятать среди них трансакции «плохие».

Абсолютно очевидно, что меры по борьбе с отмыванием денег тем или иным способом будут распространяться и на все эти феномены. Регуляторы стали гораздо лучше понимать риски ограниченных платежных инструментов — в России, например, успешно проанализированы случаи махинаций с Пушкинской картой или материнским капиталом, и это знание можно использовать в виртуальных мирах.

В наиболее очевидных случаях это уже происходит: упомянутая выше Second Life еще в 2019 году перевела все финансовые операции внутри игры в отдельную компанию Tilia, получившую лицензию как финансовый сервис со всеми необходимыми механизмами ПОД/ФТ. Аналогичные меры все чаще используются и торговыми площадками типа eBay, которые рассматривают торговлю игровыми артефактами и аккаунтами как отдельную категорию риска. 

Скорее всего, сформировавшийся в процессе регулирования криптовалют подход — неважно, как технологически устроен инструмент, если им можно платить, то он должен максимально соответствовать общим принципам ПОД/ФТ, — вскоре будет интенсивно применяться к виртуальным мирам. Осталось разве что понять, будут ли там присутствовать виртуальные налоговые инспекции и финансовые разведки или они пока будут руководить процессом извне. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+