Бюджетный рубль: в чем особенности очередной девальвации в России
Безопасная девальвация
На Финансовом форуме в Санкт-Петербурге глава Центрального банка Эльвира Набиуллина высказала несколько важных тезисов относительно ситуации на валютном рынке. Во-первых, колебания курса доллара объясняются не с помощью теории заговора, а исключительно соотношением экспорта и импорта. ЦБ не таргетирует курс рубля. Во-вторых, нынешняя девальвация не представляет угрозы для финансовой стабильности.
С тезисами председателя Банк России можно согласиться лишь частично. С одной стороны, действительно, в первой половине 2023 года произошло существенное снижение профицита торгового баланса. По сравнению с прошлым годом, когда этот показатель был рекордным, падение существенное. Произошло снижение цен на сырьевые товары, которые экспортирует Россия, масштаб здесь оценить сложно, учитывая, что значительная часть информации сейчас закрыта. Возникают и дополнительные структурные проблемы: юань превысил по объему торгов доллар, часть валютной выручки российских экспортеров застряла в неликвидных активах, например в индийской рупии. Возникли и политические риски, связанные с провалившимся вооруженным мятежом. Кроме того, дополнительный спрос на валюту возник из-за продажи активов уходящих из России западных компаний. Так, только «Магнит» намерен выкупить акции у недружественных нерезидентов на $1 млрд.
Но все это только часть проблемы. Надо понимать, что о резком падении экспорта можно говорить только по сравнению с рекордным 2022 годом, но не с 2021-м. Опять-таки Центральный банк ничего не сделал для ограничения оттока капитала, хотя арсенал таких средств у него есть — можно вспомнить действия регулятора после введения жестких финансовых санкций против России в феврале — марте 2022 года. Очевидно, что главной причиной нынешней политики Центрального банка является ситуация с бюджетом. В условиях резко возросших расходов и падения доходов девальвация решает проблемы бюджета, хотя правительство и ЦБ этого публично и не признают. С другой стороны, ослабление рубля неизбежно приведет к росту инфляционных ожиданий, что заставит Центральный банк повышать процентные ставки в условиях, когда предпринимателям так необходимы ресурсы для импортозамещения и модернизации производства.
Риски невмешательства
Дальнейшее будет зависеть от реакции экономики. Естественно, девальвация вызовет рост цен, особенно на импортные товары. А вот сможет ли повышение ключевой ставки остановить этот процесс — вопрос. Раньше, когда курс доллара зависел в том числе от разницы в процентных ставках на российском и зарубежных финансовых рынках (так называемый carry trade), повышение ключевой ставки автоматически снижало спрос на доллар. Но проблема в том, что в условиях санкций и изоляции российского рынка стратегия carry trade не работает. На валютный рынок, согласно тезисам Центрального банка, влияют только спрос и предложение, а в таком случае повышение или понижение ставки ситуацию не изменит. Кроме того, сам факт волатильности рубля автоматически повышает инфляционные ожидания, что противоречит тезису ЦБ о том, что девальвация не угрожает финансовой стабильности.
Если сейчас мы наблюдаем завершение процесса девальвации, то все закончится, с одной стороны, улучшением положения экспортеров, а с другой — кратковременным ростом цен, который упрется в снижение спроса. При таком раскладе макроэкономическая ситуация довольно быстро стабилизируется. Но в случае новый волны девальвации Центральный банк неизбежно будет вынужден принимать меры.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора