К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Прагматический выбор: зачем предпринимателям становиться романтиками

Фото SpaceX
Фото SpaceX
Любой даже мало-мальски опытный управленец знает, что искренне увлеченные общим делом сотрудники работают лучше и чувствуют себя счастливее. С недавних пор нечто подобное можно сказать и о потребителях — они все сильнее тянутся к компаниям и брендам, которые не просто зарабатывают деньги, но и стремятся изменить мир к лучшему. Серийный технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma и «Нетологии-групп» Максим Спиридонов считает, что ответом на этот растущий тренд станет новый стиль ведения бизнеса, который можно назвать «прагматическим романтизмом»

Всю свою взрослую жизнь я занимаюсь стартап-менеджментом. И как любой человек, увлеченный своим делом, стремлюсь лучше разобраться в природе этого ремесла. При этом последние несколько лет, помимо совершенствования себя в базовых бизнес-дисциплинах (таких как стратегия, HR, маркетинг, финансы), я стал уделять больше внимания вещам глубинным, которые можно обозначить как поле смыслов и мотивов. 

Вверх по ступеням

Не секрет, что каждый из нас стремится к счастью. Его базовые составляющие — безопасность, материальный достаток, интегрированность в социум, признание в нем. А что происходит, когда все базовые запросы закрыты? У многих из нас возникает запрос на наличие смысла и причастности к чему-то большему.

Узнаваемо? Это известная пирамида Маслоу.

 

Благодаря экономическому и технологическому прогрессу в последние десятилетия сотни миллионов людей сменили нижние ступеньки на более высокие. Поднялись, огляделись и — кто больше, кто меньше — озаботились запросами за пределами базовых уровней пирамиды. А это уже более глубокие потребности, связанные со смыслами и мотивами. 

Я убежден, что постепенное поднятие человечества по пирамиде Маслоу — макротренд, рост которого продолжится в ближайшие десятилетия. Жители благополучных стран будут все чаще рассматривать устройство на работу и покупку товаров или услуг как акт сопричастности к тем или иным смыслам. А тема социальной ответственности бизнеса и его влияния на мир станет с каждым годом острее и громче звучать в общественной и политической повестке. 

 

Этот макротренд уже породил антиглобализм и принципы ESG, выросла популярность зеленых партий и движений за права меньшинств. Как обычно бывает с общественной реакцией на большие изменения, некоторые из этих начинаний станут тупиковыми ветвями эволюции или превратятся в карго-культы. Но это только начало. Макротренды набирают силу десятилетиями. И этот, безусловно, не станет исключением. 

Прагматический романтизм

В сложившихся условиях бизнес-лидеру важно и выгодно ставить для себя и команды одновременно и коммерческие, и социально-значимые цели. Иными словами — заботиться не только о зарабатывании денег, но и о выполнении некой значимой миссии. 

В результате получаем вот такой инь-ян. 

 

Это и есть суть прагматического романтизма. Предприниматели, которые как и я, практикуют подобное, рассматривают построение бизнеса как форму творчества и стремятся увлечь свою команду (но прежде всего самих себя) высокими смыслами, сделать важной частью культуры и целей компании большую и полезную миссию.

Хорошая новость в том, что у этой философской концепции есть вполне понятная и конкретная прагматика. Ее использование позволяет бизнесу повысить:

  • привлекательность бренда в глазах клиентов
  • устойчивость компании к кризисам 
  • качество и скорость рекрутмента талантливых специалистов
  • производительность работы команды
  • личный уровень счастья руководителя и сотрудников

Недавно я в очередной раз на практике убедился в пользе такого подхода к бизнесу. Уже в первые недели работы стартапа Wonder Family мы с партнером составили документ, где изложили причины создания компании, ее цели и ценности, которыми руководствуемся. Иными словами, обрисовали «поле смыслов» нового проекта.  Ниже один из слайдов этого документа, который мы назвали «Манифестом». 

Кто-то скажет — романтика, розовые сопли! Но наличие этого документа у нас на десятки процентов улучшило конверсию в принятие оффера при рекрутинге лучших кандидатов. Плюс «Манифест» положительно влияет на производительность и качество коммуникации внутри компании. 

Что общего у «ВкусВилла» и SpaceX

Сейчас мои рассуждения о важности работы бизнеса со смыслами нередко наталкиваются на непонимание. Однако число коллег по цеху, которые глубоко чувствуют этот тренд и стремятся его оседлать, с каждым годом только растет. Одно из подтверждений тому — основанный мной бизнес-клуба Reforma, который построен на идее прагматического романтизма и уже объединяет несколько сотен предпринимателей, разделяющих этот принцип.

 

Пока этот стиль ведения дел больше присущ малому и среднему бизнесу. В устоявшихся правилах игры сложно стать корпорацией и при этом не выпасть из романтического поля в чистую прагматику. Однако ситуация постепенно меняется, и в верхнем эшелоне бизнеса тоже появляются прагматичные романтики. Руководители некоторых крупных компаний принимают правила игры современного бизнеса, но используют их не только для заработка, но и для достижения целей более высокого порядка. Например:

  • SpaceX с мечтой о колонизации Марса
  • Apple с философией «инакости» и стремлением создавать бескомпромиссно лучшие продукты в своих категориях
  • Netflix с высочайшей степенью автономии и ответственности сотрудников на всех уровнях
  • российские «ВкусВилл», ЭФКО и «Самолет» 

Я считаю, что такой подход с годами будет постепенно становиться новой нормальностью в ведении бизнеса.

Как стать прагматичным романтиком

Итак, философия прагматического романтизма подразумевает опору на миссию, ценности и большие цели компании как инструменты достижения результата. Чтобы построить такой mission-oriented бизнес, можно воспользоваться фреймворком, который я назвал «правило трех проекций»:

Бесспорно, для создания и развития любой компании критически важны наличие рынка и экспертизы. Деньги — это «кровь» бизнеса, а динамика коммерческих показателей — метрика оценки его эффективности. Поэтому верхние два круга на схеме нет нужды комментировать.

 

Но в логике прагматичного романтизма фундаментом и стержнем компании становится искренний интерес, а еще лучше — любовь ее руководства к предмету, которым она занимается. И совсем уж идеально, когда бизнес-лидер убежден, что в мире есть некая несправедливость и именно он должен ее исправить. 

В этой логике стратегия и цели компании рождаются как надстройка над особенностями личности и персональной миссии ее основателя. Природу создания стартапа можно изобразить в виде айсберга, у которого, как и полагается, надводная часть опирается на мощный фундамент подводной, невидимой глазу, но определяющей все остальное.

Личный пример: в «Нетологии-групп» мы хотели построить альтернативную систему образования, поскольку считали, что существующая не справлялась с обучением детей, школьных учителей и диджитал-специалистов. Эта убежденность стала миссией и мощным стимулом действовать, давала команде силы и энергию, благодаря которым удалось создать лидирующих игроков на рынке онлайн-образования. А попутно мы еще и приличные деньги заработали.

Скептик скажет: видали мы таких болтунов, вдохновенно вещающих о том, как космические корабли бороздят просторы Большого театра. Надо признать, подобных профанаторов и манипуляторов, которые используют громкие слова только для собственной выгоды, немало. 

 

Главное отличие настоящего прагматичного романтика — искренность. Бизнес-лидер, разделяющий эту концепцию, глубоко соединен с той миссией, которую транслирует. Он в нее действительно верит.

Недавно с удивлением обнаружил замечательную цитату Корнея Чуковского: «Пишите бескорыстно, за это больше платят». И понял, что ровно так строю свои бизнесы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+