К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Падение по всем фронтам: почему рухнул рынок ПК и когда ожидать смены трендов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В I квартале 2023 года рынок персональных компьютеров (ПК) сократился на 29% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Падают поставки процессоров и других компонентов, а также ноутбуков и компьютеров в сборе. Партнер Capital Lab, инвестиционный менеджер Евгений Шатов считает, что рост интереса к технологиям ИИ может стать одним из факторов, способствующих восстановлению рынка ПК

Эффект COVID-19

Глобальная пандемия коронавируса оказала сильное влияние практически на все области человеческой деятельности, и рынок компьютеров не стал исключением. Однако в отличие от многих других отраслей рынок ПК от пандемии только выиграл. Перевод сотрудников на удаленную работу потребовал масштабных закупок компьютеров и ноутбуков для работников, вынужденных трудиться из дома. Кроме того, многим семьям пришлось приобретать компьютеры для детей, чтобы они могли учиться из дома. Все эти факторы не могли не сказаться на глобальных поставках персональных компьютеров, которые заметно выросли.

Но эффект от пандемии продлился недолго, и уже в 2022 году поставки компьютеров начали снижаться. Во II квартале прошлого года падение составило 11,1% по сравнению с тем же периодом 2021 года. По данным аналитиков Counterpoint Technology Market Research, это самое сильное падение рынка с 2013 года.

По данным аналитической компании Gartner, глобальные поставки ПК в 2022 году составили 286,2 млн единиц, что на 16,2% меньше, чем в удачном для индустрии 2021 году. При этом особенно показательными стали результаты последнего квартала 2022 года, когда поставки рухнули на 28,5% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Среди основных причин сокращения поставок эксперты называют глобальную рецессию, рост инфляции и ставок по кредитам. Кроме того, большое количество потребителей обновило свои компьютеры или приобрело новые во время пандемии, и поэтому в текущих экономических реалиях спрос на комплектующие и ПК упал так сильно. Экономическая ситуация повлияла и на поставки компьютеров для корпоративного сегмента: он начал сокращаться уже в III квартале 2022 года. Компании продлевают цикл использования компьютерной техники, сокращают закупки нового оборудования — аналитики предполагают, что поставки ПК в данном сегменте не вернутся к росту до 2024 года.

 

Если в 2021 году речь шла о дефиците предложения из-за остановки производств и нарушения логистических цепочек, то в 2022 году сложилась обратная ситуация: склады поставщиков начали заполняться высокими темпами, а продажи при этом сокращались. В 2023 году ситуация не только не улучшается, а, наоборот, становится хуже. По данным аналитической компании IDC, поставки компьютеров в  квартале составили лишь 56,9 млн единиц, что на 29% меньше, чем в I квартале 2022 года. Основные причины рухнувших продаж ПК все те же: слабый спрос, избыточные запасы и ухудшение макроэкономической ситуации. При этом данные 2023 года пока хуже, чем в доковидные 2019 и 2018 годы: 56,9 млн штук про- тив 59,2 млн и 60,6 млн за первые кварталы этих лет соответственно. Восстановить спрос не помогают даже различные маркетинговые акции и распродажи: аналитики предполагают, что затоваривание складов сохранится как минимум до середины, а возможно, и до III квартала 2023 года.

Факторы роста

Возможный перелом в продажах прогнозируется не ранее 2024 года, в случае, если макроэкономическая ситуация изменится к лучшему или хотя бы стабилизируется. Может помочь и ожидаемый переход на новую операционную систему Windows 11, который потребует обновления корпоративного парка компьютеров. Впрочем, поддержка Windows 10 продлится как минимум до октября 2025 года, поэтому ожидать активного обновления корпоративных компьютеров в 2024 году все же не следует. Взрывной рост интереса к технологиям искусственного интеллекта также может стать одним из факторов, способствующих восстановлению рынка ПК. ИИ-системы вроде ChatGPT требуют огромных вычислительных мощностей для своей работы. Компания Nvidia как раз является производителем ускорителей для подобных систем, и в конце мая, после публикации квартального отчета, ее акции выросли за один день на 24%. Это привело к росту капитализации компании почти на $200 млрд. В результате стоимость компании Nvidia приблизилась к отметке $1 трлн, и скоро производитель графических решений может вступить в элитный клуб, где уже присутствуют Apple, Microsoft, Amazon и Alphabet.

 

Дела у самой Apple в части поставок компьютеров и ноутбуков в 2023 году складываются не слишком хорошо. В I квартале, по данным IDC, продажи Mac рухнули на 40,5%, что заметно хуже, чем у других крупных производителей, которые потеряли в среднем около 30%. Сама Apple в квартальном отчете упоминает сокращение выручки по направлению Mac на 31%. Сокращения спроса на компьютеры и комплектующие для них сказываются на полупроводниковых компаниях, пусть и не столь значительным образом. Тайваньская TSMC в I квартале 2023 года зафиксировала снижение выручки на 4,8%, а количество выпущенной ею продукции упало на 14,6%. Компания прогнозирует снижение выручки по итогам года на величину от 2% до 5%: это будет первое годовое снижение выручки с 2015 года.

Снижаются и поставки смартфонов, пусть и не такими заметными темпами, как в сегменте персональных компьютеров. В I квартале 2023 года объем поставок смартфонов, по данным аналитической компании Canalys, снизился на 13%, до 269,8 млн штук. Лидером остается компания Samsung, далее идут Apple, Xiaomi, Oppo и vivo. Среди лидеров только Apple удалось нарастить поставки своей продукции по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Из-за сокращения рынка персональных компьютеров ухудшаются финансовые показатели производителей ПК и ноутбуков. Один из лидеров рынка, китайская компания Lenovo, по итогам I квартала 2023 года столкнулась с падением выручки на 24%, а прибыль до налогов упала на ошеломляющие 75% и составила всего $130 млн. А подразделение Lenovo Intelligent Devices Group, отвечающее в том числе за выпуск ПК, зафиксировало снижение выручки на 33% по сравнению с прошлым годом. Сократился и сегмент игровых ПК, в последние годы переживавший свой расцвет и позволявший производителям комплектующих выпускать высокомаржинальные продукты для геймеров. Падение получилось весьма болезненным: с $68 млрд в 2021 году до $42 млрд в 2022 году. Аналитики из Jon Peddie Research прогнозируют, что этот сегмент вернется к росту в 2025 году, достигнув объема $47 млрд. А в 2023 году падение продолжится и рынок сожмется до $37 млрд. Одним из драйверов роста рынка игровых компьютеров должно стать падение цен на ультраширокие мониторы с высоким разрешением. Дисплеи с более высоким разрешением потребуют покупки более производительных комплектующих для ПК, что может помочь восстановлению рынка, полагают эксперты.

 

Ранее многие возлагали надежды на гарнитуры виртуальной реальности, однако устройства данного типа так и остаются нишевыми. Виной тому отсутствие большого количества качественных игр для очков виртуальной реальности, высокая стоимость самих устройств и необходимость иметь достаточно мощный компьютер или современную игровую приставку. Если в ближайшие годы ситуация изменится и на рынке появятся интересные для массового потребителя игры и устройства, это может способствовать восстановлению рынка игровых компьютеров.

В текущих условиях нестабильной геополитической обстановки, растущей инфляции и увеличения стоимости предметов первой необходимости вроде еды и одежды большая часть потребителей отложила необязательные расходы вроде обновления компьютерной техники и смартфонов на дальний план. Если в ближайший год ситуация не изменится к лучшему, рынок персональных компьютеров вряд ли вернется к росту, в лучшем случае оставаясь на текущем уровне.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+