Дело наше — и точка: что происходит на рынке франчайзинга
После начала «спецоперации»* из России ушли две крупнейшие сети фастфуда — американские McDonald’s и KFC. Владельцы глобальных брендов продали российский бизнес местным партнерам-франчайзи. Таким образом бизнесмен из Новокузнецка Александр Говор стал владельцем не только 25 ресторанов McDonald’s в Сибири, а всех 850 по всей стране (бренд «Вкусно — и точка»), а предприниматели из Удмуртии Константин Котов и Андрей Осколков добавили к своим 40 заведениям KFC еще 66 и права на мастер-франшизу в России — всего более 1100 точек (бренд Rostic’s). Этот опыт, впрочем, невозможно тиражировать — товар штучный, а деньги большие. Что происходит на доступном рынке франчайзинга?
С мая 2022 по май 2023 года у 30 участников рейтинга Forbes самых выгодных франшиз партнерские сети в совокупности увеличились более чем на 18 000 точек. И хотя по большей части это заслуга маркетплейсов (у Ozon стало на 11 601 партнерский пункт выдачи заказов больше, у Wildberries — на 4970), количество точек выросло у 29 участников рейтинга, а упало только у сети продуктовых магазинов «Фасоль» — франшизы, запущенной третьей по величине в Европе торговой сетью немецкой Metro AG.
Последствия «спецоперации», конечно, сказались на любой предпринимательской деятельности, 2022-й был довольно сложным годом и для франчайзинга. По данным исследования Franshiza.ru, у 16% компаний появились проблемы с ло- гистикой, у каждого десятого — с поставками и оборудованием, у 6% — с кредитами (поэтому увеличивается доля маленьких форматов со стартовыми вложениями до 1–1,5 млн рублей). Осенью 2022 года по мобилизации в зону «спецоперации» отправились самые активные покупатели франшиз — мужчины 30–45 лет. И тем не менее, несмотря на все проблемы, оборот рынка франчайзинга, по данным Franshiza.ru, в 2022 году вырос на 19% и достиг 2,8 трлн рублей. В начале 2023 года в России работало 3249 брендов по франшизе — на 5% больше, чем годом ранее.
Третий гигант мирового фастфуда, Burger King, развивал бизнес в России не по франшизе, а через совместное предприятие (с долей 15%) и не смог уйти из страны — не дали местные партнеры (Александр Колобов и «ВТБ Капитал»). Именно на местных предпринимателях и держится российская экономика, прогнувшаяся, но не рухнувшая под гнетом беспрецедентных западных санкций.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.