PEP-статус: кто такие политически значимые лица и что им делать с рисками санкций
Доля государства в ВВП России составляет более 50%, и это неудивительно — многие отечественные компании спонсируются государством или контролируются им прямо или косвенно. Как следствие, топ-менеджеры таких компаний зачастую получают статус PEP — Politically Exposed Person (с англ. «политически значимое лицо»). Этим статусом наделяют также высокопоставленных госслужащих, членов политических партий и других лиц, играющих важную общественную роль внутри страны или на международном уровне. Иногда включение в PEP-листы не обусловлено конкретными критериями, а происходит на основании мнения о наличии у лица публичной функции или влияния.
PEP — это особый маркер, при наличии которого лицо и его финансовые операции подвергаются тщательной проверке. Рекомендации по работе с PEP-лицами дает Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). FATF относит лиц с PEP-статусом к группе высокого риска, поскольку их связи и влияние могут быть использованы для отмывания денег, финансирования терроризма и других незаконных целей.
На различные риски взаимодействия с PEP-лицами также указывает Управление по финансовому регулированию и контролю Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA). Для начала или продолжения работы с лицами из PEP-листов FCA рекомендует компаниям получать одобрение высшего руководства, принимать меры к установлению источника происхождения средств и проводить усиленный, постоянный мониторинг отношений лицом со статусом PEP.
Поэтому PEP-статус в текущих условиях может затруднить открытие счетов в иностранных банках, получение визы и значительно повышает риски оказаться в санкционных списках: предполагается, что PEP — это лицо, связанное с государством. Лицо со статусом PEP в руководстве компании усложняет прохождение процедуры «Знай своего клиента» (KYC) с европейскими и американскими контрагентами, а иногда этот статус или его сокрытие может стать причиной отказа в сотрудничестве.
Статус PEP означает проблемы и для родственников такого лица. Один из наших клиентов с РЕР-статусом столкнулся с тем, что его ребенка отказались зачислять в университет в Лондоне из-за статуса PEP. Другому клиенту отказали в открытии счета в кипрском банке из-за статуса PEP у его брата. Часто встречаются отказы в выдаче виз из-за PEP-статуса у родственников.
При этом большинство руководителей и членов исполнительных органов российских компаний даже не подозревают о наличии у них такого статуса, а узнают о нем только когда сталкиваются с проблемами. Чтобы их предотвратить, с PEP-статусом можно и нужно работать.
Банки, финансовые и государственные структуры в основном узнают о статусе PEP из международных комплаенс-систем. Самые известные и часто используемые — Refinitiv World-Check, Nexis Diligence (LexisNexis) и Dow Jones Risk & Compliance. Операторы этих систем ведут базы данных, пользуясь общедоступными источниками (открытыми реестрами, публичной отчетностью компаний, новостями известных СМИ, профилями в соцсетях и т. д.) и формируют досье на человека.
Часто бывает, что человек уже давно ушел с должности, явившейся источником статуса PEP, но в базах данных сведений об уходе нет. Из-за этого человек продолжает оставаться в списке PEP и испытывает связанные с этим сложности. Также случается, что комплаенс-системы ошибаются и приписывают статус PEP и связи с санкционными лицами по ошибке. Например, нам удалось убрать связь бывшего члена правления банка с санкционным лицом из базы World-Check, доказав, что он ушел с должности еще до покупки банка государством.
Часто комплаенс-системы ориентируются на новости, профили, страницы в соцсетях и «Википедии» с устаревшей или некорректной информацией. Тогда в план по корректировке PEP-статуса закладывается работа с такими источниками и публикациями в сети.
Алгоритм действий по корректировке сведений в международных комплаенс-системах о клиентах, как правило, выглядит следующим образом:
— сначала в международные комплаенс-системы делаются запросы и выгружаются профили лица;
— далее следует анализ профиля и определение данных, которые необходимо и возможно скорректировать;
— изучается облик лица в сети интернет, осуществляется поиск недостоверных и устаревших публикаций о лице;
— при необходимости осуществляется работа по удалению неактуальных публикаций и размещению новых;
— выполняется подготовка и подача запросов в каждую комплаенс-систему.
В зависимости от цели результатом запроса может быть присвоение статуса Inactive (неактивный) PEP или исключение из PEP-листа, корректировка данных о должностях и сроках пребывания в них, связях, корпоративной структуре и отношениях с подсанкционными лицами.
Важно отметить, что FATF рекомендует системам руководствоваться принципом once a PEP — always a PEP (с англ. «единожды PEP — навсегда PEP») и оценивать в каждом конкретном случае риск злоупотребления влиянием и связями вне зависимости от времени, прошедшего после ухода лица с должностей и постов — источников статуса PEP. Однако практика обращений показывает, что международные комплаенс-системы выработали четкие сроки, по истечении которых лицо исключается из PEP-листа (до 10 лет в зависимости от системы). Поэтому после ухода с PEP-должностей важно добиться получения статуса Inactive PEP, так как через определенное время это позволит избавиться от привязки к статусу PEP вовсе.
Ряд успешных кейсов показывает, что работать с PEP-статусом можно. При этом намного лучше заниматься этим вопросом до того, как PEP-статус стал причиной проблем со счетами и визами, и тем более основанием для включения в санкционные списки.
Риски и проблемы, вызванные PEP-статусом, могут быть весьма значительными и распространяться не только на компанию, в которой работает человек, но и на его родственников. Поэтому отслеживание PEP-статуса должно быть частью личного комплаенса для любого серьезного бизнесмена и топ-менеджера.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора