Пустошь и жажда: чем грозит катастрофа Каховской ГЭС природе Нижнего Приднепровья
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Крупнейшим рукотворным наводнением в истории стало разрушение дамб на реке Хуанхэ в ходе Второй японо-китайской войны 9 июня 1938 года. Тогда река устремилась в старое русло, затопив 70 000 кв. км и лишив жизни от 500 000 до 800 000 мирных сельских жителей. Большинство из них не утонуло, а погибло от голода и болезней, вызванных наводнением.
Самым страшным актом гидравлической войны в истории Украины был намеренный подрыв ДнепроГЭСа войсками НКВД в 1941 году, который, согласно украинской историографии, повлек огромные человеческие жертвы среди мирного населения и отступающих советских частей.
Еще в апреле 2022 года мои коллеги из международных экологических правозащитных организаций выступили с предостережением об опасности и недопустимости атак на плотины, даже если преследуются какие-то важные для армии цели. Их голос явно не был услышан, так как с мая 2022 по май 2023 года было разрушено по крайней мере шесть, хотя и не самых больших, плотин на реках Оскол, Ингулец, Жеребец и ряде других.
Потоп по расписанию
После разрушения Каховской ГЭС в потенциальной зоне затопления оказалось до 40 000 гражданских, в основном на левом, занятом российской армией, берегу. Сколько дополнительно в этой зоне военных, можно судить только косвенно — по многочисленным укреплениям, построенным вдоль этого берега и ныне затопленным.
Образовавшаяся от разрушения плотины волна перемещается вниз по течению, затопляет прибрежные территории, собирает с них разнообразные брошенные загрязняющие вещества военного, хозяйственного или бытового происхождения, а также трупы животных и людей. Одна только разрушенная ГЭС выпустила в воду более 150 т машинного масла. Мусор и отходы сносятся в воду и загрязняют низовья реки и Днепровско-бужский лиман. Загрязненная вода отравила источники водоснабжения населенных пунктов вдоль реки, что в ближайшем будущем может стать причиной эпидемий.
Наводнение вызовет существенную эрозию берегов, что может повлиять на затопленный Нижнеднепровский национальный парк и еще более 20 охраняемых природных территорий. Масштаб ущерба мы поймем только после того, как территория выйдет из-под воды. В части ложбин вода останется надолго и приведет к вымоканию и гибели лесов и другой растительности. Можно только гадать, сколько вреда все это нанесет местным экосистемам: их давно не затапливало, водохранилища сдерживали паводки, поэтому немалая часть местной флоры и фауны совершенно не приспособлена к затоплению.
В начале потопа массово гибли животные, дикие и домашние, которые не успели убежать от наступающей воды. Такой силы катастрофический паводок — большая встряска даже для тех популяций, которые в принципе приспособлены к наводнениям. Так, например, в этом году, скорее всего, погибли гнезда, яйца и выводки большинства околоводных птиц — они все уже успели начать размножаться на пойме нижнего Днепра, а это, между прочим, водно-болотное угодье международного значения, требующее охраны именно из-за больших птичьих гнездовий.
Шок новой жизни
Само Каховское водохранилище или уменьшится вчетверо, или исчезнет совсем, оставляя Днепр течь по своему голому дну — илистой пустоши, покрытой наносами, принесенными сверху почти за 70 лет существования плотины. Наносы высохнут, ил превратится в пыль, и сильные ветры будут развевать пыльные бури на сотни километров. Пыль будет ядовитой, ибо в водохранилище осели отходы большей части промышленности и чуть не половины сельскохозяйственных предприятий Украины, расположенных выше по течению Днепра. На токсичном, но плодородном иле массово разовьются чужеродные виды растений — если, конечно, его не попробуют закрепить посевом местных трав уже в этом году, что в условиях военных действий маловероятно.
Рыба, 40 видов которой населяло водохранилище, будет смыта потопом в море, а мелководные заливы, где ее ловили и разводили, высохнут, лишая местное населения и рыбалки, и рекреации. Жителям берегов придется учиться жить на краю пыльной пустоши.
Из Каховского водохранилища снабжались водой несколько городов и четыре крупных аграрных района, включая Крым. От него зависело не менее 250 000 га поливных земель. Теперь экономику региона ждет шок резкого перехода к водосберегающим методам хозяйствования, что может привести к росту безработицы и миграции в другие регионы. Правительство Украины уже объявило планы создания новых водоводов для снабжения населенных пунктов.
После ГЭС
Пока не наступил мир, планирование будущего региона Нижнего Днепра и даже оценка всех последствий катастрофы крайне затруднительны.
При этом стоит признать, что Каховская ГЭС была не только опасным, но и экологически очень вредным объектом. О том, что сомнительную с точки зрения приносимой пользы ГЭС нужно закрыть, а водохранилище — постепенно спустить, ученые говорили уже десятки лет. И теперь воссоздавать этот советский испарительный пруд площадью более 2000 кв. км нет никакого смысла. Тем, кто будет восстанавливать территорию после окончания «спецоперации»*, придется хорошо подумать о воссоздании более экологически устойчивых и социально приемлемых приречных ландшафтов в низовьях Днепра. Но, конечно, в среднесрочной перспективе адаптация к новой реальности станет чудовищной головной болью для населения и властей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора