Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования
Мы живем во время бума технологий. Сегодня каждый говорит про нейросети, прямо на наших глазах развивается искусственный интеллект (ИИ), который постепенно захватывает все сферы и в том числе начинает активно применяться в образовании. Некоторые зарубежные и российские проекты уже активно внедряют ИИ в свои сервисы. С его помощью платформа Koalluh анализирует интересы детей и создает для них персональные истории, чтобы привить любовь к чтению. ByteDance разрабатывает EdTech-проект, в котором нейросеть поможет школьникам изучать математику, естественные и инженерные науки. В Duolingo система на основе ИИ еженедельно анализирует выполненные упражнения и подбирает задания соответствующего уровня сложности.
Современное образование невозможно без технологий. Но эта сфера всегда была консервативной как для учащихся, так и для создателей обучения. Остается ли она такой же сегодня и что было до расцвета нейросетей?
От универсальных технологий к отдельным разработкам
EdTech (от англ. Education и Technology) находится на стыке образования и технологий и включает в себя онлайн-платформы, приложения и электронные системы для обучения в цифровой среде. Большую долю российского EdTech-рынка занимает дополнительное образование взрослых, изучение языков, корпоративное обучение и детские курсы.
По сравнению с другими технологическими сегментами EdTech развивается медленнее: аудитория финтеха и фудтеха шире, и, несмотря на то что образовательные платформы появились раньше, чем необанки и сервисы доставки, EdTech менее технологичен. Так, по данным EY, к 2019 году Россия вошла в тройку лидеров по популярности финансовых технологий — к тому моменту уже около 80% россиян пользовались финтех-услугами. Онлайн-обучение же стало приобретать популярность только под влиянием пандемии.
Под технологиями в EdTech мы подразумеваем инструменты, которые влияют на образовательный опыт студента. Это тренажеры, форматы интерактивного контента, различные механики геймификации и платформы для организации обучения — все, что позволяет создать комфортную учебную среду и влиять на эффективность обучения.
Как мы уже сказали, в самом начале онлайн-образование не было по-настоящему технологичным. Первые системы управления обучением — Learning Management Systems, или LMS, — в мире появились еще в 2000-х. Но это были дорогостоящие и закрытые для широкой аудитории решения, которые применяли крупные зарубежные университеты и корпорации. Только в 2010-е, когда в мире началась настоящая демократизация технологий, EdTech стал расцветать. Появились универсальные инструменты и бесплатные пользовательские решения. Стали популярны Google-сервисы, Skype и другие инструменты для видеоконференций, многообразные конструкторы сайтов и сервисы для хранения контента. Для начала этого уже было достаточно, чтобы перенести обучение в онлайн.
С появлением в 2012 году международных платформ Coursera и EdX спрос на массовые онлайн-курсы на мировом рынке резко вырос. Сформировалось понимание, что образование может и должно быть доступно каждому. На российском рынке появились аналогичные сервисы с бесплатными курсами (такие как «Открытое образование» и Stepik) и стали активно развиваться крупные коммерческие онлайн-платформы.
EdTech-компании начали разрабатывать отдельные технологии и адаптировать существующие инструменты под специфику сферы. По мере роста спроса объемы финансирования увеличились. Крупные инвесторы: «Севергрупп» Алексея Мордашова, «Яндекс», VK, фонд Skolkovo Digital — вкладывались в развитие стартапов и образовательных платформ. Объем инвестиций в российский EdTech увеличился с $8 млн в 2014 году до $34 млн к 2019-му.
Пик развития отрасли в России пришелся на пандемию — для этого потребовался полноценный перенос обучения в онлайн, взрослые стали активно осваивать новые профессии. Именно тогда в сферу пришли крупные корпорации, которые начали приобретать успешные нишевые проекты и выходить за рубеж. «Сбер» и «Яндекс» стали активно развивать собственные образовательные проекты. В 2021 году VK создал холдинг, который объединил в себе онлайн-платформы Skillbox, Skillfactory и GeekBrains, а «Севергрупп» выкупила контрольный пакет акций «Нетологии-групп» вместе с детским проектом «Фоксфорд». Венчурные инвестиции в российские EdTech-компании выросли на 42% по сравнению с 2020 годом, продолжив пятилетний тренд.
Рынок начал кластеризироваться, на нем выделились крупные игроки. В результате объем российского рынка вырос: согласно Smart Ranking, в 2022 году суммарная выручка 100 крупнейших EdTech-компаний увеличилась на 18%, до 87 млрд рублей. Благодаря такому росту, технологий в сфере становилось больше, и в последние годы они развиваются все активнее.
Адаптация и комфорт
Сегодня EdTech разрабатывает отдельные образовательные решения и адаптирует новые технологии под потребности аудитории. Основной задачей EdTech-компаний стало улучшение пользовательского опыта — создание таких инструментов и методик, которые смогут обеспечить эффективность и комфортное обучение в онлайне. При этом в каждом сегменте есть свои приоритетные технологии.
LMS. Системы управления обучением позволяют организовать весь процесс обучения: от проведения онлайн-занятий до предоставления материалов и отслеживания прогресса студентов. LMS — это базовый инструмент образовательной среды, который используется в вузах и обучающими платформами. Сегодня многие компании разрабатывают собственные решения, а небольшие EdTech-проекты применяют готовые сервисы.
LMS необходимы для безопасного хранения данных пользователей и защиты контента. Ну и, конечно, для удобства учащихся. Сейчас уже недостаточно просто предоставить ссылку на файл и проводить двухчасовую лекцию в Zoom. Чтобы обеспечить вовлеченность пользователей и результат обучения, необходимо качественно и удобно его организовать.
VR и AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют обеспечить глубокое погружение в обучение. Это дорогостоящие решения, которые подразумевают сложную разработку и наличие отдельного оборудования, а также требуют очного присутствия пользователей в учебном центре. Поэтому для массового обучения они используются редко — чаще всего их применяют в корпоративном сегменте и государственном секторе. VR и AR позволяют оптимизировать расходы на обучение персонала и снизить операционные риски. Особенно в сферах, связанных с безопасностью и жизнью людей: в медицине, авиации и на производствах. Так, для обучения пилотов используют шлемы и очки дополненной реальности, а научно-технический центр «Ростеха» создает VR-тренажеры и симуляторы полета на российских самолетах и вертолетах.
Искусственный интеллект. ИИ, безусловно, в тренде. Но пока он главным образом решает задачи оптимизации внутренних процессов: помогает автоматизировать работу, сократить расходы на создание контента и сотрудников. Сегодня многие методисты пробуют применять ChatGPT для подготовки теоретических материалов, создания большого количества единообразных заданий и вариативного контента. Онлайн-платформы тестируют нейросети и чат-боты для сопровождения студентов: генерируют скрипты разговоров, отвечают студентам на базовые вопросы и помогают найти ошибки в заданиях.
Геймификация. Игровые механики позволяют заинтересовать учеников и удерживать внимание, поэтому активнее всего используются в детских образовательных продуктах. Например, на платформе «Учи.ру» дети изучают части речи, счет и планирование на интерактивных заданиях с анимированными персонажами и заданным сюжетом, а в «Фоксфорде» могут проходить Minecraft-квесты для изучения математики, истории и английского.
Поощрения и соревновательный эффект — важные механики в геймификации. Баллы, призы и рейтинги помогают ученикам поддерживать мотивацию. Так, в онлайн-школе английского Novakid у ребенка есть свой аватар, за которого он проходит задания и получает призы, а на платформе для развития логики и мышления LogicLike можно выбирать разных персонажей и участвовать в рейтинге игроков.
Интерактивные форматы. Ключевыми технологиями в ДПО являются интерактивные форматы: видео со встроенными подсказками, электронные учебники, лонгриды с заданиями и дополнительными материалами. С их помощью обучение становится более интересным и увлекательным, при этом остается достаточно серьезным — без излишних заигрываний, как в детских курсах. Уже не нужно концентрироваться на длинном тексте или долго слушать говорящую голову на экране. Пока интерактивные форматы — это просто достижения продакшена, но по мере развития LMS в ближайшем будущем могут появиться отдельные технологии. Тем не менее уже сейчас с помощью данных, которые мы собираем в LMS по всему процессу обучения, методологи могут анализировать потребности пользователей и в результате выстроить обучение так, чтобы человек получал контент в нужном формате и объемах.
Симуляторы и тренажеры. В ДПО все популярнее становятся тренажеры и симуляторы. Такие решения есть у многих крупных платформ. На интерактивных тренажерах студенты могут самостоятельно решать задачи, оперативно получать обратную связь и видеть свои ошибки. С помощью симуляторов будущие специалисты могут выполнять задания, аналогичные реальным рабочим задачам, и погружаться в контекст сферы. Это позволяет улучшить пользовательский опыт: обеспечить практику и повторяемость, необходимую для освоения материала, а также дает возможность каждому студенту двигаться со своей скоростью.
Российский слЕd
Безусловно, технологии помогают сделать процесс обучения эффективнее: пользователям становится удобнее учиться, им проще поддерживать мотивацию, они могут осваивать новые знания быстрее. Платформам и стейкхолдерам тоже выгодно внедрять технологии. Это позволяет оптимизировать работу по созданию программ, автоматизировать рутинные задачи и удешевлять внутренние процессы. Крупные компании и корпорации заинтересованы в том, чтобы предоставлять своим пользователям качественные образовательные продукты и расширять спектр своих услуг. Они готовы вкладываться в разработку, поэтому технологии в первую очередь развиваются благодаря им. Но новые инструменты внедряют и нишевые игроки, просто у небольших компаний, как правило, меньше ресурсов для масштабирования таких проектов.
Пока российский EdTech занимает только небольшую часть международного рынка, который богат на разные продукты и технологии. Среди «единорогов» в отрасли — платформы полного цикла обучения, дистанционного высшего образования, сопровождения школьников, подготовки к экзаменам и карьерного планирования. Компании уже активно применяют ИИ для персонализации обучения; такие платформы, как Near Life, предлагают готовые инструменты для создания VR-контента, также появляются образовательные проекты с интеграциями в социальные сети и развлекательными форматами вроде обучающих видео в стиле TikTok.
На российском рынке пока нет такого многообразия. EdTech-платформы тестируют цифровые инструменты, но делают это аккуратно. Российские пользователи и разработчики обучения пока достаточно консервативны. Только в последние 10 лет привычное нам линейное восприятие образовательного и карьерного пути стало меняться. Если современные дети и подростки открыты к технологиям и имеют позитивный опыт их использования, то взрослым, которые не росли в быстро меняющейся цифровой среде, сложнее адаптироваться. Поэтому компании, создающие массовые продукты, внедряют технологии постепенно.
Сегодня перед EdTech стоят задачи обеспечения безопасности, измеримости и результативности. Поэтому, вероятно, в будущем появится еще больше технологий, позволяющих оценить качество и уровень обучения, а также возникнут новые профессии в онлайн-образовании, которые помогут адаптировать работу под новые инструменты.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора