К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования

Фото Getty Images
Фото Getty Images
EdTech зарождался как аналог очных форматов обучения — в нем не было профильных технологий. Чтобы перенести привычные форматы из офлайна, хватало универсальных инструментов: Zoom, Google Drive и т. п. Но со временем ситуация изменилась: сегодня онлайн-образование адаптирует под себя новые технологии и само разрабатывает решения для улучшения пользовательского опыта. Что стало толчком для таких изменений, какие технологии применяются в российском EdTech и насколько они развиты — рассказывает руководитель направления дополнительного профессионального образования (ДПО) «Нетологии» Елена Герасимова

Мы живем во время бума технологий. Сегодня каждый говорит про нейросети, прямо на наших глазах развивается искусственный интеллект (ИИ), который постепенно захватывает все сферы и в том числе начинает активно применяться в образовании. Некоторые зарубежные и российские проекты уже активно внедряют ИИ в свои сервисы. С его помощью платформа Koalluh анализирует интересы детей и создает для них персональные истории, чтобы привить любовь к чтению. ByteDance разрабатывает EdTech-проект, в котором нейросеть поможет школьникам изучать математику, естественные и инженерные науки. В Duolingo система на основе ИИ еженедельно анализирует выполненные упражнения и подбирает задания соответствующего уровня сложности.

Современное образование невозможно без технологий. Но эта сфера всегда была консервативной как для учащихся, так и для создателей обучения. Остается ли она такой же сегодня и что было до расцвета нейросетей?

От универсальных технологий к отдельным разработкам

EdTech (от англ. Education и Technology) находится на стыке образования и технологий и включает в себя онлайн-платформы, приложения и электронные системы для обучения в цифровой среде. Большую долю российского EdTech-рынка занимает дополнительное образование взрослых, изучение языков, корпоративное обучение и детские курсы.

 

По сравнению с другими технологическими сегментами EdTech развивается медленнее: аудитория финтеха и фудтеха шире, и, несмотря на то что образовательные платформы появились раньше, чем необанки и сервисы доставки, EdTech менее технологичен. Так, по данным EY, к 2019 году Россия вошла в тройку лидеров по популярности финансовых технологий — к тому моменту уже около 80% россиян пользовались финтех-услугами. Онлайн-обучение же стало приобретать популярность только под влиянием пандемии.

Под технологиями в EdTech мы подразумеваем инструменты, которые влияют на образовательный опыт студента. Это тренажеры, форматы интерактивного контента, различные механики геймификации и платформы для организации обучения — все, что позволяет создать комфортную учебную среду и влиять на эффективность обучения.

 

Как мы уже сказали, в самом начале онлайн-образование не было по-настоящему технологичным. Первые системы управления обучением — Learning Management Systems, или LMS, — в мире появились еще в 2000-х. Но это были дорогостоящие и закрытые для широкой аудитории решения, которые применяли крупные зарубежные университеты и корпорации. Только в 2010-е, когда в мире началась настоящая демократизация технологий, EdTech стал расцветать. Появились универсальные инструменты и бесплатные пользовательские решения. Стали популярны Google-сервисы, Skype и другие инструменты для видеоконференций, многообразные конструкторы сайтов и сервисы для хранения контента. Для начала этого уже было достаточно, чтобы перенести обучение в онлайн.

С появлением в 2012 году международных платформ Coursera и EdX спрос на массовые онлайн-курсы на мировом рынке резко вырос. Сформировалось понимание, что образование может и должно быть доступно каждому. На российском рынке появились аналогичные сервисы с бесплатными курсами (такие как «Открытое образование» и Stepik) и стали активно развиваться крупные коммерческие онлайн-платформы.

EdTech-компании начали разрабатывать отдельные технологии и адаптировать существующие инструменты под специфику сферы. По мере роста спроса объемы финансирования увеличились. Крупные инвесторы: «Севергрупп» Алексея Мордашова, «Яндекс», VK, фонд Skolkovo Digital — вкладывались в развитие стартапов и образовательных платформ. Объем инвестиций в российский EdTech увеличился с $8 млн в 2014 году до $34 млн к 2019-му.

 

Пик развития отрасли в России пришелся на пандемию — для этого потребовался полноценный перенос обучения в онлайн, взрослые стали активно осваивать новые профессии. Именно тогда в сферу пришли крупные корпорации, которые начали приобретать успешные нишевые проекты и выходить за рубеж. «Сбер» и «Яндекс» стали активно развивать собственные образовательные проекты. В 2021 году VK создал холдинг, который объединил в себе онлайн-платформы Skillbox, Skillfactory и GeekBrains, а «Севергрупп» выкупила контрольный пакет акций «Нетологии-групп» вместе с детским проектом «Фоксфорд». Венчурные инвестиции в российские EdTech-компании выросли на 42% по сравнению с 2020 годом, продолжив пятилетний тренд.

Рынок начал кластеризироваться, на нем выделились крупные игроки. В результате объем российского рынка вырос: согласно Smart Ranking, в 2022 году суммарная выручка 100 крупнейших EdTech-компаний увеличилась на 18%, до 87 млрд рублей. Благодаря такому росту, технологий в сфере становилось больше, и в последние годы они развиваются все активнее.

Адаптация и комфорт

Сегодня EdTech разрабатывает отдельные образовательные решения и адаптирует новые технологии под потребности аудитории. Основной задачей EdTech-компаний стало улучшение пользовательского опыта — создание таких инструментов и методик, которые смогут обеспечить эффективность и комфортное обучение в онлайне. При этом в каждом сегменте есть свои приоритетные технологии. 

LMS. Системы управления обучением позволяют организовать весь процесс обучения: от проведения онлайн-занятий до предоставления материалов и отслеживания прогресса студентов. LMS — это базовый инструмент образовательной среды, который используется в вузах и обучающими платформами. Сегодня многие компании разрабатывают собственные решения, а небольшие EdTech-проекты применяют готовые сервисы.

LMS необходимы для безопасного хранения данных пользователей и защиты контента. Ну и, конечно, для удобства учащихся. Сейчас уже недостаточно просто предоставить ссылку на файл и проводить двухчасовую лекцию в Zoom. Чтобы обеспечить вовлеченность пользователей и результат обучения, необходимо качественно и удобно его организовать.

 

VR и AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют обеспечить глубокое погружение в обучение. Это дорогостоящие решения, которые подразумевают сложную разработку и наличие отдельного оборудования, а также требуют очного присутствия пользователей в учебном центре. Поэтому для массового обучения они используются редко — чаще всего их применяют в корпоративном сегменте и государственном секторе. VR и AR позволяют оптимизировать расходы на обучение персонала и снизить операционные риски. Особенно в сферах, связанных с безопасностью и жизнью людей: в медицине, авиации и на производствах. Так, для обучения пилотов используют шлемы и очки дополненной реальности, а научно-технический центр «Ростеха» создает VR-тренажеры и симуляторы полета на российских самолетах и вертолетах.

Искусственный интеллект. ИИ, безусловно, в тренде. Но пока он главным образом решает задачи оптимизации внутренних процессов: помогает автоматизировать работу, сократить расходы на создание контента и сотрудников. Сегодня многие методисты пробуют применять ChatGPT для подготовки теоретических материалов, создания большого количества единообразных заданий и вариативного контента. Онлайн-платформы тестируют нейросети и чат-боты для сопровождения студентов: генерируют скрипты разговоров, отвечают студентам на базовые вопросы и помогают найти ошибки в заданиях.

Геймификация. Игровые механики позволяют заинтересовать учеников и удерживать внимание, поэтому активнее всего используются в детских образовательных продуктах. Например, на платформе «Учи.ру» дети изучают части речи, счет и планирование на интерактивных заданиях с анимированными персонажами и заданным сюжетом, а в «Фоксфорде» могут проходить Minecraft-квесты для изучения математики, истории и английского.

Поощрения и соревновательный эффект — важные механики в геймификации. Баллы, призы и рейтинги помогают ученикам поддерживать мотивацию. Так, в онлайн-школе английского Novakid у ребенка есть свой аватар, за которого он проходит задания и получает призы, а на платформе для развития логики и мышления LogicLike можно выбирать разных персонажей и участвовать в рейтинге игроков.

 

Интерактивные форматы. Ключевыми технологиями в ДПО являются интерактивные форматы: видео со встроенными подсказками, электронные учебники, лонгриды с заданиями и дополнительными материалами. С их помощью обучение становится более интересным и увлекательным, при этом остается достаточно серьезным — без излишних заигрываний, как в детских курсах. Уже не нужно концентрироваться на длинном тексте или долго слушать говорящую голову на экране. Пока интерактивные форматы — это просто достижения продакшена, но по мере развития LMS в ближайшем будущем могут появиться отдельные технологии. Тем не менее уже сейчас с помощью данных, которые мы собираем в LMS по всему процессу обучения, методологи могут анализировать потребности пользователей и в результате выстроить обучение так, чтобы человек получал контент в нужном формате и объемах.

Симуляторы и тренажеры. В ДПО все популярнее становятся тренажеры и симуляторы. Такие решения есть у многих крупных платформ. На интерактивных тренажерах студенты могут самостоятельно решать задачи, оперативно получать обратную связь и видеть свои ошибки. С помощью симуляторов будущие специалисты могут выполнять задания, аналогичные реальным рабочим задачам, и погружаться в контекст сферы. Это позволяет улучшить пользовательский опыт: обеспечить практику и повторяемость, необходимую для освоения материала, а также дает возможность каждому студенту двигаться со своей скоростью.

Российский слЕd

Безусловно, технологии помогают сделать процесс обучения эффективнее: пользователям становится удобнее учиться, им проще поддерживать мотивацию, они могут осваивать новые знания быстрее. Платформам и стейкхолдерам тоже выгодно внедрять технологии. Это позволяет оптимизировать работу по созданию программ, автоматизировать рутинные задачи и удешевлять внутренние процессы. Крупные компании и корпорации заинтересованы в том, чтобы предоставлять своим пользователям качественные образовательные продукты и расширять спектр своих услуг. Они готовы вкладываться в разработку, поэтому технологии в первую очередь развиваются благодаря им. Но новые инструменты внедряют и нишевые игроки, просто у небольших компаний, как правило, меньше ресурсов для масштабирования таких проектов.

Пока российский EdTech занимает только небольшую часть международного рынка, который богат на разные продукты и технологии. Среди «единорогов» в отрасли — платформы полного цикла обучения, дистанционного высшего образования, сопровождения школьников, подготовки к экзаменам и карьерного планирования. Компании уже активно применяют ИИ для персонализации обучения; такие платформы, как Near Life, предлагают готовые инструменты для создания VR-контента, также появляются образовательные проекты с интеграциями в социальные сети и развлекательными форматами вроде обучающих видео в стиле TikTok.

 

На российском рынке пока нет такого многообразия. EdTech-платформы тестируют цифровые инструменты, но делают это аккуратно. Российские пользователи и разработчики обучения пока достаточно консервативны. Только в последние 10 лет привычное нам линейное восприятие образовательного и карьерного пути стало меняться. Если современные дети и подростки открыты к технологиям и имеют позитивный опыт их использования, то взрослым, которые не росли в быстро меняющейся цифровой среде, сложнее адаптироваться. Поэтому компании, создающие массовые продукты, внедряют технологии постепенно.

Сегодня перед EdTech стоят задачи обеспечения безопасности, измеримости и результативности. Поэтому, вероятно, в будущем появится еще больше технологий, позволяющих оценить качество и уровень обучения, а также возникнут новые профессии в онлайн-образовании, которые помогут адаптировать работу под новые инструменты.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+