К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему Россия ничего не может купить у Индии, но продает туда свою нефть

Одно из предприятий производителя электроники Dixon Technologies (Фото Getty Images)
Одно из предприятий производителя электроники Dixon Technologies (Фото Getty Images)
В 2021 году доля Индии в российском экспорте недотягивала до 2%, а в импорте — до 1,5%. В 2022 году российский экспорт в Индию вырос в четыре раза и составил около $40 млрд. Почему Индия — незаслуженно забытый партнер для России и как относятся в стране к русским — в колонке для Forbes cооснователя компании Mr. Doors Максима Валецкого

«Странные вы люди, русские, — сказал мне как-то продавец итальянских диванов Милинд за вегетарианским ужином. — Вы пришли, построили нам современную промышленность, ничего взамен не взяли и пропали на 30 лет». — «Но зато англичане железные дороги построили. Так ведь?» (Каждый день в Индии обходился мне в потерю нескольких стереотипов, и я быстро начал сопровождать каждую очевидную мне раньше истину вопросительным знаком.) — «Да, построили, а заодно за время своего правления уморили голодом 30 млн человек и втянули нас в две войны без нашего согласия».

Слава богу, к моменту вегетарианского ужина я уже привык, что из Индии все выглядит совершенно по-другому, чем из Европы или из России. Наша священная война для индийцев — война одних белых колонизаторов с другими, в которой они участвовать не хотели, но их заставили. И мало того что во Второй мировой участвовало 2,5 млн индийцев, без которых победа в Северной Африке была бы невозможна, но война стоила Индии еще и 3 млн голодных смертей в Бенгалии. Англичане конфисковали рис для военных целей, а когда английская же колониальная администрация взмолилась о продовольственной помощи, всеобщий ныне любимец Черчилль отказал, написав, что индийцы сами виноваты в голоде, потому что размножаются, как кролики, и для полной ясности добавил: «Я ненавижу индийцев. Они чудовищные люди с чудовищной религией».

В том, что ненавидел, сомнений нет: голодные бенгальцы умирали голые, потому что хлопок, кожу и шелк тоже реквизировали на нужды армии. Так что если вы в Индии захотите сравнить какого-нибудь популярного современного политика с Черчиллем, то ваш собеседник решит, что вы рассказываете про законченного злодея и расиста.

 

А что же делали «странные русские»? Советский Союз построил в Индии крупнейшую дамбу, лучший металлургический завод в Бхилаи и целый металлургический город Бокаро. А всего в Индии при помощи СССР было построено более 70 объектов. Их долю в общем производстве индийской промышленности в начале XXI века не заметить было нельзя: 40% национального производства стали, 80% металлургического оборудования, 55% оборудования для энергетики и 10% электричества. Во время военных конфликтов между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем Советский Союз был всегда на стороне Индии, став заодно главным поставщиком оружия для индийской армии.

А что было после распада СССР? Новые русские устремились в миланские магазины, на виллы Французской Ривьеры и футбольные поля Челси.

 

Мы развернулись на Запад. В сознании россиян одна из самых значительных стран мира сократилась до пляжей Северного Гоа, где вечно ищущие просветления московские интеллигентки самозабвенно выполняли йоговские асаны, а дауншифтеры расширяли сознание под арамбольские барабаны. Когда в 2014 году рубль совершил очередной акробатический трюк и доходы от сдачи московской квартиры больше не обеспечивали зимовку на Гоа, про Индию забыли совсем.

В 2021 году доля Индии в российском экспорте недотягивала до 2%, а в импорте — до 1,5%. В 2022 году российский экспорт в Индию вырос в четыре раза и составил около $40 млрд. Вот куда вместо Европы пошла нефть, господа присяжные заседатели.

Ну что же, все теперь прекрасно, публика аплодирует и довольная расходится по домам.

 

Как бы не так! Продать-то мы в Индию продали, а купить там ничего и не купили. Импорт из Индии в 2022 году — жалкие $2,5 млрд. Если бы эта сумма лежала у меня на счете, язык бы не повернулся назвать ее жалкой, но для двух больших экономик это копейки. Ну и ладно, скажет незнакомый с проблемой читатель, положили $34 млрд российского торгового профицита в карман и полетели гулять на миланскую Виа Монтенаполеоне. Но Индия не любит платить нам долларами и хочет платить рупиями, хотя мы и отказываемся, потому что непонятно, на что их тратить.

Элементарно, Ватсон: начнем рассчитываться с Индией в юанях, и будет нам счастье. А вы не пробовали предложить Америке рассчитываться с Канадой в кубинских песо?

Китай хоть и крупнейший торговый партнер Индии, но и главный ее соперник в борьбе за влияние в регионе. Отношения между этими странами напряженные, бывали и войны, да и сейчас на границе есть спорные территории. И даже если Нарендра Моди и Си Цзиньпин решат прекратить все распри и стать братьями навек, то юани от этого у Индии не появятся. Если у России с Индией проблема примерно на $35 млрд, то у Китая с Индией — на все $100 млрд. Китай продает в Индию на $118 млрд, а покупает у Индии на $18 млрд.

У больших парней и проблемы побольше.

Но китайцы пускай свои проблемы решают сами, а вот что же делать россиянам? У российских экспортеров уже скопилось рупий на $10 млрд. В Индии, что, купить нечего или мы не умеем там работать? Оба два, как говорила моя няня.

 

Давайте для начала разберемся, что представляет собой индийский экспорт. Главный сюрприз: Индия экспортирует на $270 млрд сервисов. Более миллиона индийцев работают в кол-центрах, которые обслуживают Америку и Великобританию. Более 3 млн человек обеспечивают бэк-­офисные функции для тех же англосаксов. Индийцы умело используют главное полезное наследие колониального прошлого — повальное знание английского. А технологии, основанные на нейронных сетях, в будущем обещают убирать в реальном времени непростой индийский акцент.

Кстати, звонки мошенников из службы безопасности Bank of America тоже осуществляются из Индии и приносят теневому сектору около $10 млрд.

Другой важный фактор экспортного успеха индийских сервисов — хорошая система образования. Каждый год индийские университеты выпускают 20 млн специалистов. Поразительная цифра! Представьте себе, что каждый год вы получаете новую порцию инженеров, программистов и врачей, равную суммарному населению Москвы и Московской области. Поэтому индийцы преуспели не только в кол-центрах, но и в офшорном программировании, техподдержке, телекоммуникациях и инженерных услугах.

Увы, звонки на английском в России вряд ли сработают, а вот пользоваться другими индийскими сервисами надо начинать, особенно с учетом российского кадрового голода. Кстати, компьютерную графику для знаменитого «Чебурашки» доделывали в Индии, и, как по секрету шепнули продюсеры, это дешевле и качественнее, чем в России.

 

А что с традиционными товарами? Вот вам второй сюрприз: из $453 млрд индийского товарного экспорта $94 млрд, или 21%, — это бензин, дизель и другие нефтепродукты, произведенные в том числе и из российской нефти. И, кстати, делается это все на построенных еще Советским Союзом нефтеперерабатывающих заводах.

Дай бог индийцам здоровья, что покупают нашу нефть, но везти назад в Россию за три моря бензин и дизель — это затея бессмысленная.

В пятерку лидеров индийского экспорта в 2022 году, помимо нефтепродуктов, вошли также электроника, рис, химические компоненты и фармацевтика. Обычным рисом Россия обеспечивает себя сама и в урожайные годы прекрасно его экспортирует, а длиннозерный рис закупает, в том числе и в Индии, но кто из нас каждый день готовит карри или плов? Так что не думаю, что рис спасет российско-индийскую торговлю.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+