К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Марафон несчастий: что делать блогерам, к которым еще не пришли из ФНС

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сразу после громкого задержания известного блогера Елены Блиновской появились сообщения, что в ФНС уже создан специальный отдел по проверке российских блогеров, зарабатывающих более 50 млн рублей в год. Блогеру теперь как никогда важно понимать, как и сколько налогов должно быть уплачено, какие методы налогового планирования рискованны, а какие — просто недопустимы, уверена руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова

Российская налоговая служба фактически взяла на вооружение опыт целого ряда европейских стран, которые уже давно и весьма успешно в постоянном режиме отслеживают активность тех, кто зарабатывает в интернете. Мы уже рассказывали, что налоговые дела против отдельных блогеров — только начало процесса изменений правил игры на пока «диком» рынке инфобизнеса. Сейчас интересно разобраться: кого и как будут проверять и какие методы проверки существуют у налоговиков сегодня? 

Бизнес за рамками

Долгое время инфобизнес блогеров существовал как будто бы за рамками любого контроля: для проверяющих органов, в особенности налоговых, сфера была новой, принципы ее работы не были понятны. Однако бурное развитие социальных сетей и различных мессенджеров, а также появление смартфонов у большей части экономически активного населения привело к тому, что инфобизнес стал получать все больше и больше доходов. Инфлюенсеры (блогеры с большой аудиторией), конечно же, показывали не только свою работу, но и жизнь, и не заметить уровень богатства, если не сказать — роскоши, соответствующие структуры не могли. Думаю, именно этот момент и стал самым значимым фактором для начала активных проверок. 

Правда, стоит отметить, что во многих известных на сегодня случаях крупных доначислений блогерам они возникли по результатам возбуждения уголовных дел и, во всяком случае, в публичном поле не было информации о налоговых проверках. Но так бывает не всегда. Чаще все же именно итоги налоговой проверки становятся основанием для возбуждения уголовного дела либо, как это случилось с последними фигурантками Александрой Митрошиной и Оксаной Самойловой, крупных доначислений и блокировки счетов.

 

Как проверить блогера

Налоговые инспекции обладают сейчас огромными возможностями по получению необходимой информации. Прежде всего здесь стоит отметить программно-информационные комплексы, которые объединяют данные обо всех налогоплательщиках в стране (АИС «Налог»), а также всех плательщиках НДС (АСК НДС), позволяют увидеть уплату налога по цепочке сделок, выстроить «дерево связей», посчитать долю налоговых вычетов и долю выведенных со счетов налогоплательщика (не важно — организации или ИП) денежных средств. Интеграция баз данных ФНС, миграционной службы и органов ЗАГС позволяет быстро установить простую взаимозависимость между участниками сделок. Информацию о движении денежных средств по счетам передают банки. Уже одного этого достаточно, чтобы сделать самые первые выводы о том, как двигались денежные средства, какие сделки осуществлялись, кто платил налоги. 

Инфобизнес, как, собственно, и любой бизнес вообще, начинал свое развитие стихийно. Первые марафоны, вебинары, эфиры оплачивались простыми переводами «на карту». Постепенно блогеры переходили на создание ИП с применением УСН (в основном по ставке 6% с дохода), однако достижение финансового успеха очень быстро приводило к необходимости переходить на общую систему налогообложения с уплатой НДС, налога на прибыль и достаточно высокой налоговой нагрузкой. Однако разница между 6% на УСН и налоговыми ставками на общей системе налогообложения казалась колоссальной, поэтому появились первые попытки «оптимизировать» налогообложение.

 

Простейшим способом выглядит «дробление» бизнеса: создание такой структуры, когда множество организаций или ИП на УСН фактически выполняли одни и те же задачи, например собирали оплату за проведение марафонов/вебинаров/эфиров. Часто организации и ИП создавались на взаимозависимых лиц (родственников). В такой ситуации денежные потоки распадаются на множество компаний/предпринимателей, каждый из которых пользуется минимальной налоговой ставкой. Таким образом, вместо НДС и налога на прибыль, бизнес уплачивает только налог на УСН и пользуется УСН, несмотря на то что общий объем выручки заметно превышает установленные законодательством лимиты.

Еще одним вариантом могли быть налоговые схемы с управлением компанией через ИП: так, если верить размещенным в открытых источниках выпискам, многие организации, созданные известными блогерами, управлялись не директорами, а предпринимателями, которыми, были сами же блогеры либо их родственники. В результате вместо 13% или 15% НДФЛ и страховых взносов такой «управляющий директор» уплачивал все те же 6%. Встречалось и скрытое распределение дивидендов, например через выдачу учредителю займа с последующим прощением долга. Фактическим результатом такой операции становился вывод денег из компании в адрес учредителя, что, естественно, позволяло экономить как минимум на НДФЛ. 

Все эти схемы на самом деле достаточно просто раскрываются налоговыми инспекторами. После первичного анализа с помощью упомянутых выше программных комплексов начинается анализ движения денежных средств по счетам в банках. Переводы денег между счетами, снятие крупных сумм наличных, переводы от физических лиц (и особенно так называемые ритмичные переводы — когда одна и та же сумма приходит от большого количества людей/организаций в близкие даты либо когда одна и та же крупная сумма приходит в одну и ту же дату), конечно же, будут изучаться очень внимательно. А далее последуют вопросы инспекторов, которые могут быть сформулированы либо  в требовании о предоставлении пояснений и документов, либо в допросе. Причем вопросы могут быть заданы не только самим блогерам, но и их контрагентам. Именно благодаря таким запросам налоговый орган может узнать, например, о привычке блогера работать на концертах за наличный расчет.

 

Отмечу, что налоговые органы могут собирать информацию о блогерах в том числе в рамках «предпроверочного анализа», то есть до назначения выездной налоговой проверки. В этом случае инспекция выявляет наличие налоговых правонарушений (получение незаконной налоговой выгоды) и вычисляет примерную сумму доначислений. Делается это фактически на основе все тех же методов работы — анализ сделок и счетов, требования о предоставлении документов, допросы свидетелей. По итогам такого «предпроверочного анализа» представитель налогоплательщика, как правило, приглашается в налоговую инспекцию на заседание «комиссии по работе с налогоплательщиками с повышенным уровнем налогового риска» или «комиссии по легализации налоговой базы» или просто на «встречу с руководством» — названия мероприятий разнятся в зависимости от региона и конкретной инспекции, но суть у них одна. На такой встрече налогоплательщику предлагается уточнить свои налоговые обязательства и доплатить налоги добровольно, а если он не согласен — можно ожидать начала выездной налоговой проверки, по итогам которой доначисленные суммы окажутся больше как минимум за счет заметных штрафов (при наличии умысла — 40% от доначисленной суммы налогов). Некоторые действительно соглашаются. Многие — нет.

Согласие доплатить налоги в добровольно-принудительном порядке не гарантирует, что у налогоплательщика не будет больше проблем. Необходимо понимать, что, если бизнес попал в поле зрения налоговых органов, его необходимо реформировать, заново оценив его налоговую работоспособность, с тем чтобы дальнейшая жизнь была уже безопасной. 

Что делать

В свете изложенного очень важными видятся два пункта. Во-первых, конечно же, информация. Инфобизнес становится значимой составляющей экономики, а значит, его представители должны обладать хотя бы первичными знаниями о возможных правовых рисках, сопряженных с их деятельностью, включая, конечно же, знания налоговые. Важно понимать, как и сколько налогов должно быть уплачено, какие методы налогового планирования рискованны, а какие — просто недопустимы. Думаю, очень востребованными могут оказаться, например, правовые онлайн-школы для тех, кто собирается зарабатывать в интернете. 

И второй важный пункт, конечно же, самопроверка. Тем, кто уже не первый год использует простые — то есть небезопасные — методы налогового планирования, сейчас, на наш взгляд, следует проверить структуру своего бизнеса на предмет налоговых рисков, с тем чтобы «заплатить налоги и спать спокойно», как говорили в 1990-е. Важно понимать, что времена теневой жизни инфобизнеса прошли. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+