К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Снижение планки: как под предлогом санкций в России стали экономить на экологии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
После введения жестких санкций против России правительство пошло навстречу бизнесу: где-то сократили число проверок, где-то ввели кредитные каникулы. Не стала исключением и сфера экологии: требования к ответственным за вредные выбросы компаниям снизились. Об оборотной стороне такой политики в колонке для Forbes рассказывает главный редактор издания «Кедр.медиа» Иван Жилин

С 2027 года российское правительство намерено взыскивать оборотные штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду. Об этом заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. Штрафы будут назначать за превышение квот выбросов вредных веществ в воду, почву и атмосферу.

«Мы сделали очень гибкие коридоры: если ты как предприятие-загрязнитель действительно выполнял программу экологической модернизации, снижал выбросы — [штраф составит] 0,1% от валовой выручки. Если ты не делал ничего, а мы с вами это узнаем в 2027 году, — 5%», — сказала Абрамченко. И отметила, что инициатива согласована с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Штраф уже не тот

Может показаться, что экологические требования к бизнесу ужесточаются, но, на самом деле, для промышленников это крупный успех. Во-первых, им удалось отсрочить введение оборотных штрафов на четыре года, ведь сначала Минприроды планировало, что они заработают с 1 сентября 2023-го.

 

Во-вторых, бизнес добился и снижения размеров штрафов: первоначально в законопроекте Минприроды 5% было нижней планкой, а тех, кто вообще не модернизировал очистные сооружения, планировали штрафовать на 10% от годовой выручки.

Суммы получались серьезные: по оценке самих предпринимателей, с них могли бы собирать более 300 млрд рублей в год. Разумеется, идея была встречена без энтузиазма. И тут на помощь крупному бизнесу пришла «спецоперация»* на Украине. Еще в декабре 2022 года глава РСПП Александр Шохин направил вице-премьеру Дмитрию Григоренко письмо, в котором сообщил, что санкции сделали импортное оборудование, необходимое для модернизации предприятий под новые требования, недоступным. И даже заявил, что аналоги этого оборудования могут быть не найдены в принципе, что делает законопроект об оборотных штрафах неприемлемым. Эти слова плохо сочетались с заявлениями властей об успешной работе параллельного импорта, но государство тем не менее решило дать послабления бизнесу, пусть и пожертвовав экологическими стандартами.

 

Отложенная чистота

О том, что окружающей средой поступятся в интересах экономики, стало известно еще в апреле 2022 года, когда Минприроды объявило о переносе сроков реализации проекта «Чистый воздух» «в связи с новыми экономическими реалиями». Первоначально проект планировалось реализовать к 31 декабря 2024 года: выбросы в 12 наиболее загрязненных городах страны — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске, Чите — должны были сократиться на 20%. Для тех предприятий, которые не проведут экологическую модернизацию, предполагалось введение оборотных штрафов. Перенос сроков реализации проекта не изменил целевых показателей — сократить выбросы в обозначенных 12 городах к концу 2026 года планируется на все те же 20%. Однако в качестве своеобразной компенсации проект решили масштабировать, включив в него еще 29 городов и поставив новую цель: к 2030 году сократить выбросы во всех городах — участниках «Чистого воздуха» на 50%. Правда, работы по модернизации производств в новых городах начнутся лишь в 2025 году, а планы на 2030 год в текущих экономических и политических реалиях выглядят слишком умозрительными.

Единственный реальный итог изменения проекта — перенос сроков реализации с 2024 на 2026 год, а также уменьшение размера оборотных штрафов. И недооценивать эту экологическую жертву нельзя. Например, в августе 2022 года воздух Нижнего Тагила был признан опасным для здоровья жителей. Министерство экологии Свердловской области заявило, что загрязнение превышает допустимый уровень в 6-10 раз, и это вызывает риски преждевременных смертей от развития хронических заболеваний, а также чревато ростом онкозаболеваний.

Превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ регулярно фиксируется и в других городах — участниках проекта. В них живет около 6 млн человек. В 2021 году, по данным Роспотребнадзора, 6685 смертей в России были связаны с загрязнением воздуха. Еще более миллиона граждан из-за загрязнения воздуха заболели различными серьезными заболеваниями органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения и др.

 

Нельзя забывать, что загрязнение природы неизбежно ведет к гибели самих людей. Соизмеримы ли такие потери с миллиардами рублей, которые, возможно, заплатили бы компании в виде штрафов?

Накопление рисков

Но проблема, как обычно, многослойна и не ограничивается жителями индустриальных центров. В 2022 году объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Норильске, где работает «Норникель», составили 1,8 млн т. Это больше, чем у двух десятков государств мира вместе взятых. Загрязнение воздуха способствует изменению климата и глобальному потеплению, а глобальное потепление убивает: по оценкам Еврокомиссии, в 2022 году жара в Европе стала причиной гибели 20 000 человек. Аномальная жара 2010 года в России, по данным ООН, унесла жизни более 55 000 человек.

Борьба с этими рисками сейчас де-факто отложена. Конечно, даже если российские промышленные гиганты сократят выбросы до нуля, это не решит всех климатических проблем. Но задача ведь не дать глобальному потеплению приобрести совсем катастрофический характер, когда лето станет еще жарче, а катаклизмы — регулярными. И здесь важен каждый элемент экологической политики.

Санкции, конечно, не доставляют крупному российскому бизнесу никакой радости. Но как бы сэкономленные сегодня миллиарды не заставили впоследствии вкладывать еще большие деньги в устранение последствий экологических катастроф.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+